Распределенное научное познание внутри академии и за ее пределами

Авторы

  • Татьяна Дмитриевна Соколова Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202360457

Ключевые слова:

распределенное научное познание, эпистемическая несправедливость, гражданская наука, наука как общественное благо

Аннотация

В статье проблема распределенного научного познания рассматривается в двух аспектах: (1) с точки зрения распределенного познания как одного из способов получения учеными научного знания; (2) с точки зрения рекрутирования научных кадров в академию. Я полагаю, что как в первом, так и во втором случае сохраняется проблема эпистемической несправедливости по отношению к новым участникам познавательного процесса. Концепция распределенного познания, на мой взгляд, не в состоянии сама по себе решить проблему эпистемической несправедливости и неравного доступа как к результатам научных исследований, так и статуса их участников, т.е. осуществить переход от эпистемической асимметрии к эпистемическому балансу или паритету сторон. Наиболее продуктивное следствие концепции распределенного познания заключается в том, что ее применение к научной практике подсвечивает ситуации эпистемической несправедливости, причем каждый раз во все большем объеме. В заключении я возвращаюсь к концепции науки как общественного блага и рассматриваю некоторые следствия из нее с точки зрения классического понимания науки и возможностей устранения эпистемической несправедливости.

Загрузки

Опубликован

2024-02-01

Как цитировать

[1]
2024. Распределенное научное познание внутри академии и за ее пределами. Эпистемология и философия науки. 60, 4 (Feb. 2024), 55–62. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202360457.