Аргументация в когнитивной перспективе

Авторы

  • Наталья Валентиновна Зайцева Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202360111

Ключевые слова:

теория аргументации, когнитивный подход, феноменология, аппрезентация

Аннотация

Побудительным мотивом к написанию этой статьи послужило стремление, основываясь на данных нейрокогнитивных и феноменологических исследований, выявить универсальные когнитивные механизмы, лежащие в основании аргументации как убеждающего воздействия. Во вступительном разделе я рассматриваю различные подходы к выявлению когнитивного компонента в аргументации. Анализ обширной литературы по этой тематике за последние годы позволил выделить две группы публикаций. Во-первых, это работы, в которых прямо и непосредственно рассматриваются когнитивные аспекты аргументации, стоит заметить, что эта группа оказалась самой немногочисленной. Во-вторых, статьи о формальных моделях аргументации, которые принимают когнитивную природу убеждения в качестве предпосылки по умолчанию, но при этом не анализируют ее детально. Во втором разделе я предпринимаю попытку кратко охарактеризовать и обосновать плодотворность феноменологически ориентированного подхода к познавательной деятельности в целом и аргументативно-коммуникативной в частности, что, на мой взгляд, обеспечивает адекватную когнитивную интерпретацию последней. При этом я делаю акцент на концепции аналогизирующей апперцепции (аппрезентации), демонстрируя имплицитно содержащийся в ней, на мой взгляд, широкий когнитивный потенциал идеи апперцептивного переноса. Основная задача этого раздела - подготовить почву для последующей когнитивно-феноменологически обоснованной реконструкции примера эффективной аргументации. В третьем разделе аккумулируется все вышесказанное. Я исхожу из интерпретации аргументации как дискурсивной деятельности, направленной на изменение позиции адресата аргументации, в основе которой лежит вербальная трансляция смысла и изменение структуры личностных смыслов адресата. Обращение к аппрезентации как универсальному когнитивному механизму, идея которого была представлена Гуссерлем, задает вектор исследования проблемы понимания другого и возможности трансляции смысла, обозначая новый ракурс исследования и реконструкции аргументации как когнитивно обусловленной деятельности. В статье выявлена фундаментальная роль когнитивного механизма аппрезентации в процессе аргументативного убеждения, обоснована контекстуальная зависимость восприятия аргументативного сообщения, что делает возможным целенаправленное структурное изменение концептуальной системы адресата и «управляемое», предсказуемое принятие решения.

Опубликован

2023-05-11

Как цитировать

[1]
2023. Аргументация в когнитивной перспективе. Эпистемология и философия науки. 60, 1 (May 2023), 115–130. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202360111.