Цветовые концепты как фактор когнитивного проникновения в восприятие

Авторы

  • Константин Геннадьевич Фролов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Андрей Игоревич Пономарёв Санкт-Петербургский государственный электро-технический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202259229

Ключевые слова:

философия восприятия, пропозициональные установки, содержание восприятия, цветовые концепты, когнитивное проникновение в восприятие

Аннотация

Исследование посвящено проблеме влияния языковых концептов на качественную специфику восприятия агента. На примере восприятия цвета проанализировано отношение между содержанием убеждений агента и содержанием его перцептивных переживаний. Мы рассматриваем два основных подхода к вопросу о том, что представляет собой содержание перцептивных переживаний: концептуалистский и неконцептуалистский подходы. Концептуалистский подход сближает содержание перцептивных переживаний с содержанием убеждений за счет того, что оба типа содержаний полагаются концептуализируемыми, то есть выразимыми в языке. В свою очередь, неконцептуалистский подход к содержанию чувственных переживаний исходит из того, что содержание переживаний невозможно концептуализировать из-за слишком большого объёма информации, доступной агенту в результате чувственного восприятия. При этом допущение о неконцептуальном характере содержания перцептивных переживаний является серьёзной проблемой для объяснения феномена когнитивного проникновения в восприятие. Данное явление представляет собой эмпирически установленную возможность влияния со стороны некоторых когнитивных состояний агента на качественную специфику его чувственного восприятия. Мы показываем, что когнитивное проникновение в восприятие предполагает, что у перцептивного переживания и влияющего на него когнитивного состояния агента должно быть сопоставимое содержание, а в основе этого механизма лежит влияние ожиданий на восприятие.

Опубликован

2022-10-01

Как цитировать

[1]
2022. Цветовые концепты как фактор когнитивного проникновения в восприятие. Эпистемология и философия науки. 59, 2 (Oct. 2022), 136–151. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202259229.