ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ТАЙНЫ И МЕТАФИЗИКА ПОЛА ФЕЙЕРАБЕНДА
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps202562231Ключевые слова:
эпистемология тайны, метафизика, Фейерабенд, Аристотель, невыразимость, научный реализмАннотация
В статье исследуется эпистемология тайны Пола Фейерабенда, прослеживается ее эволюция от раннего эпистемологического анархизма до кульминации в метафизике, подчеркивающей невыразимость предельной реальности. Критика Фейерабендом научного материализма, основанная на его отказе от жестких методологических правил, подчеркивает историческое взаимодействие рациональных и иррациональных элементов в научном прогрессе. Опираясь на концепцию метафизики Аристотеля как свободной и божественной, автор рассматривает динамические отношения между Бытием и познанием в диалоге с плюралистическим подходом Фейерабенда. Анализ показывает, что настойчивость Фейерабенда в отношении условной и нарративной природы человеческого знания согласуется с греческим признанием невыразимости, но расходится в отрицании метафизического абсолютизма. Поздняя метафизика Фейерабенда охватывает изменение, множественность и взаимосвязанность человеческих практик и Бытия, бросая вызов редукционному научного реализма. «Явная реальность» Фейерабенда, вероятно, выдает влияние на него идей Фреге, что проявляется в его критике монизма Парменида. В статье также рассматривается динамическая метафизика Фейерабенда в свете влияния Псевдо-Дионисия - идея непознаваемости предельной реальности, которая тем не менее отзывчива к человеческому взаимодействию. Сопоставление этих перспектив обосновывает необходимость нового обращения к метафизике в современной философии. В этом фокусе акцентируется роль метафизики в преодолении эпистемологических ограничений, что способствует такому пониманию реальности, которое интегрирует онтологию и эпистемологию. В целом работа Фейерабенда рассматривается как мост между классической метафизикой и современным философским исследованием, что позволяет бросить вызов доминированно редукционистских концепций и отстаивать плюралистический, нарративный подход к науке и эпистемологии.
Библиографические ссылки
Aristotle. J. Barnes (ed.) The Complete Works of Aristotle: The Revised Oxford Translation. Bollingen Series 71:2. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1984.
Alfarabi. Alfarabi’s Book of Dialectic (Kitāb al-Jadal): On the Starting Point of Islamic Philosophy. Translated by David M. DiPasquale. New York: Cambridge University Press, 2019.
Brown, M.J. “The Abundant World: Paul Feyerabend’s Metaphysics of Science”, Studies in History and Philosophy of Science, 2015, vol. 53, pp. 1–13. https://doi.org/10.1016/j.shpsa.2015.11.015.
Feyerabend, P.K. Farewell to Reason. London: Verso, 1987.
Feyerabend, P.K. “Gods and Atoms: Comments on the Problem of Reality”, in: D. Cicchetti and W.M. Grove (eds.), Thinking Clearly About Psychology, vol. 1: Matters of Public Interest. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1991, pp. 91–99.
Feyerabend, P.K. Against Method. 3rd ed. London: Verso, 1993.
Feyerabend, P.K. Killing Time: The Autobiography of Paul Feyerabend. Chicago: University of Chicago Press, 1995.
Feyerabend, P.K. Conquest of Abundance: A Tale of Abstraction Versus the Richness of Being. Ed. by B. Terpstra. Chicago: University of Chicago Press, 1999.
Frege, G. “Begriffsschrift, a Formula Language, Modeled Upon That of Arithmetic, for Pure Thought,” in: J. van Heijenoort (ed.), From Frege to Gödel: A Source Book in Mathematical Logic, 1879–1931. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1967, pp. 1–82.
Hansen, M.J. “Parmenides B6.1–2 without a Modal Fallacy,” Aporia, 2011, vol. 21, no. 1, pp. 1–10.
Hartshorne, C. Creative Experiencing: A Philosophy of Freedom. Ed. by D.W. Viney and J.O. Albany. Albany: State University of New York Press, 2011.
Kidd, I.J. “Feyerabend, Pseudo-Dionysius, and the Ineffability of Reality,” Philosophia, 2012, vol. 40, pp. 365–377.
Kidd, I.J. “Feyerabend on the Ineffability of Ultimate Reality,” in: J. Diller and A. Kasher (eds.), Models of God and Alternative Ultimate Realities. Netherlands: Springer, 2013, pp. 849–859.
Lewis, F.A. “Parmenides’ Modal Fallacy,” Phronesis, 2009, vol. 54, no. 1, pp. 1–8. https://doi.org/10.1163/156852808X375228.
Mueller, I. Simplicius: On Aristotle On the Heavens 3.1–7. London: Duckworth, 2009.
Parmenides of Elea. Fragments. Ed. and trans. by D. Gallop. Supplementary volume 18. Phoenix. Toronto: University of Toronto Press, 1991. Plotinus, 2018 – Plotinus. The Enneads. Ed. by L.P. Gerson. Trans. by G. BoysStones, J.M. Dillon, L.P. Gerson, R.A.H. King, A. Smith, and J. Wilberding. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2018.
Proclus. The Elements of Theology: A Revised Text with Translation, Introduction, and Commentary. 2nd ed. Trans. by E.R. Dodds. Oxford: Oxford University Press, 1963. 300 p.
Pseudo-Dionysius. The Complete Works. Trans. by
C. Luibheid. Foreword, notes, and translation collaboration by P. Rorem. Preface by R. Roques. Introductions by J. Pelikan, J. Leclercq, and K. Froehlich. New York: Paulist Press, 1987.
Rhodes, M.C. Mystery in Philosophy: An Invocation of PseudoDionysius. Lanham, MD: Lexington Books, Rowman & Littlefield Publishing, 2012.