Наука как человеческий капитал и ресурс

Авторы

  • Ирина Алексеевна Герасимова Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202360461

Ключевые слова:

big science, технонаука, общественное благо, экономика науки, социальная философия науки, человеческий капитал, материальная культура, ресурсоэффективность, когнитивные ресурсы, моральные ресурсы

Аннотация

Наука как общественное благо в социальной философии науки рассматривается в когнитивном, политико-экономическом и моральном аспекте, а также как гуманистический проект. Автором предпринята попытка соединить экономику науки и социальную философию науки в единую зону обмена. В статье данная проблема рассматривается применительно к техно-науке с акцентом на прагматически ориентированной ресурсоэффективной проблематике. Автор переносит опыт экономики, менеджмента, инженерии и промышленности на уровень философских рефлексий науки и техники. Инновационную деятельность в технонауке можно представить, используя универсальную схему основных причин Аристотеля. Наука как когнитивный ресурс участвует в социально-культурном конструировании, используя материальные и культурные ресурсы. Встает проблема ресурсоэффективности, под которой понимается сбалансированная взаимоувязанная совокупность ресурсов социальных практик. Установка на ресурсоэффективность в инженерной среде мыслится как основа материальной культуры. Выделяют пять основных видов ресурсов - материальные, финансовые, трудовые, временные, информа- ционные. Информационно-коммуникационные ресурсы играют ключевую роль в цифровом обществе. Анализ проблем технонауки как общественного блага приводит к выделению когнитивных ресурсов и моральных ресурсов. Когнитивные ресурсы в науке связаны с интеллектуальным потенциалом коллективов исследователей, отдельных ученых и инженеров. В аспекте этики науки, роли ответственности за формирование замыслов и проектов, проводимые исследования и их последствия, можно поставить вопрос о моральных ресурсах. Проблема материальных, финансовых, трудовых, временных, информационно-коммуникационных, когнитивных и моральных ресурсов в сфере науки имеет социально-философское измерение. В статье обсуждаются критерии эффективного задействования в социальных практиках потенциала когнитивного ресурса в науке. Проблема когнитивных ресурсов обсуждается на примерах сотрудничества ученых и представителей традиции, движения научных волонтеров.

Загрузки

Опубликован

2024-02-01

Как цитировать

[1]
2024. Наука как человеческий капитал и ресурс. Эпистемология и философия науки. 60, 4 (Feb. 2024), 104–123. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202360461.