Креативность, тэйлоринг и фундаментальные исследования
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps20236017Ключевые слова:
креативность, проблема, задача, неопреде- ленность, фундаментальные исследования, тэйлоринг, эпистемологическая рандомизацияАннотация
В дискуссионной статье А.М. Дорожкин и С.В. Шибаршина акцентируют внимание на понятиях проблемы, задачи и особенностях творческой личности как некоторого единично выделенного субъекта. Подобному взгляду в определенной степени противостоит социо-эпистемический подход, поскольку сегодня чрезвычайно трудно рассматривать личность вне социокультурного контекста. Кратко продемонстрированы отличительные особенности понятий задачи и проблемы в связи со сферами науки и образования. В качестве примера своеобразной креативно-адаптационной практики, к которой (с учетом непростых социально-экономических реалий) вынуждены прибегать современные ученые, рассматривается «тейлоринг» (tayloring) - тип деятельности, состоящий в «креативном» письменном обосновании важности и полезности фундаментальных исследований (basic research) (Дж. Кэлверт). Обсуждаются коллективные и институциональные аспекты современной науки, играющие роль в возможном ограничении процесса генерации новых (творческих) идей в науке (К. Стэнфорд). Приводится мнение, солидарное с утверждением А.М. Дорожкина и С.В. Шибаршиной, о том, что метод эпистемологической рандомизации наиболее характерен для деятельности в области философии. Вслед за К. Ровелли подчеркивается, что философия может служить важным «креативным ресурсом» для научной деятельности.