Конвенция, связность и контроль

Авторы

  • Даниил Борисович Тискин Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202259223

Ключевые слова:

риторические отношения, вымысел, кино, перспектива первого лица, недоопределённость

Аннотация

Поскольку цель Э. Майера состоит в распространении понятия ненадёжного рассказчика на сферу кинематографии, мы исследуем трудности, обусловленные различиями между текстовым и визуальным повествованием. Художественное повествование притворяется описанием действительно бывших событий, которое и само всегда конвенционально, поскольку использует произвольные языковые знаки и поскольку описывает только те детали, которые рассказчик полагает важными. Кино же помещает зрителя в положение, в котором обычно находится наблюдатель самого события (а не рассказа о нём). Пусть даже монтаж, как настаивает Майер, представляет собой конвенциональный язык – всё равно в пределах кадра все предметы даны в полноте своих свойств и связь между предметом на съёмочной площадке и его образом в фильме каузальная, а не конвенциональная. Кроме того, даже описания реальных ситуаций могут быть риторически выстроены (и в этом смысле мало отличаются от вымысла), тогда как реальные события, которые мы по случайности наблюдаем воочию, могут не иметь связного сюжета.

Опубликован

2022-10-01

Как цитировать

[1]
2022. Конвенция, связность и контроль. Эпистемология и философия науки. 59, 2 (Oct. 2022), 72–75. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202259223.