Ненадежность и точка зрения в киноповествовании
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps202259217Ключевые слова:
ненадежное повествование, фильм, семантика, перспективаАннотация
Такие романы как «Бойцовский клуб» или «Американский психопат» считаются примерами ненадежного повествования, где рассказчик от первого лица представляет явно искаженную картину вымышленного мира. Это принято относить и к экранизациям обоих романов – они содержат ненадежное повествование. Я возражаю против
распространения термина «ненадежное повествование» на кинофильмы. Мои аргументы основаны на наблюдении, согласно которому ненадежное повествование требует рассказчика как персоны, в то время как в кинофильмах рассказчик обычно безличен и соответствует взгляду камеры. В литературном вымысле, в котором присутствует ненадежный рассказчик, мы имеем дело с таким видом двусмысленного повествования, когда для некоторых описаний остается неясным, является ли рассказываемое
адекватным изложением того, что происходит в мире повествования или нет. В кино подобный эффект может быть достигнут с помощью условленных техник съемки, передающих содержания ментальных состояний. Так работает кадр, передающий точку взгляда, но в наибольшей степени неоднозначность достигается кадрами, одержащими смешанную перспективу.