К знанию через добродетели: об основаниях аретического подхода в эпистемологии

Авторы

  • Артур Равилевич Каримов Казанский федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202158455

Ключевые слова:

эпистемология, эпистемология добродетелей, знание, эпистемические ценности, релайбилизм, респонсибилизм

Аннотация

По общему мнению, эпистемология добродетелей (virtue epistemology) совершает ценностный поворот в современной аналитической эпистемологии. В данной статье этот поворот эксплицируется через трансформацию понимания эпистемических ценностей и ценности эпистемических феноменов. В первом смысле речь идет о том, как поменялся взгляд на то, от чего зависит эпистемическая ценность таких категорий, как истина, знание, понимание и т.п. Во втором смысле речь идет о том, какова ценность наших эпистемических понятий: для чего нужно истинное убеждение, знание и т.д.? Показывается, как каузальная связь между нашими убеждениями и интеллектуальными добродетелями позволяет объяснить природу и ценность знания как центральной категории эпистемологии. Выявлено различие между основными направлениями эпистемологии добродетелей сквозь призму двух разных подходов к обоснованию ценностей: ценностный интернализм и ценностный экстернализм. Ценностный экстернализм предполагает, что состояние/мотив/действие получают ценность от чего-то находящегося за пределами сознания человека. Напротив, ценностный интернализм считает, что условия, определяющие ценность, являются внутренними для сознания. Для релайбилизма ценность когнитивного успеха состоит в его каузальной связи с надежными компетенциями субъекта, для респонсибилизма - с добродетельными мотивами познавательной деятельности. Общим для релайбилизма и респонсибилизма является то, что они смещают фокус с ценности следствия (истины) на ее связь с ценностью причины - способности или превосходной черты интеллектуального характера. Анализируются основные подходы к обоснованию фундаментальной ценности знания в эпистемологии добродетелей. Если для релайбилизма высшей эпистемической ценностью является истина как когнитивное достижение, то для респонсибилизма ценность эпистемических категорий прежде всего в их моральной значимости - достижении благой жизни и счастья (эвдеймонии). В заключении сформулированы основные трудности эпистемологии добродетелей и показаны перспективные направления ее дальнейшего развития.

Загрузки

Опубликован

2021-12-30

Как цитировать

[1]
2021. К знанию через добродетели: об основаниях аретического подхода в эпистемологии. Эпистемология и философия науки. 58, 4 (Dec. 2021), 6–21. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202158455.