На пути к реформе системы эпистемологических целей и ценностей

Авторы

  • Владимир Натанович Порус

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202158225

Ключевые слова:

культурно-историческая эпистемология, истина, объективность, научная рациональность, субъект научного познания, политическая субъектность науки

Аннотация

Культурно-историческая эпистемология – не только особая ветвь философских исследований науки, но и плацдарм реформы системы эпистемологических категорий, выражающих цели и ценности научного познания. Ее необходимость вытекает из характера развития современной науки. Консервация традиционных эпистемологических категорий, применяемых к анализу этого развития, приводит к грубому релятивизму. Эту опасность можно устранить, разработав холистическую систему эпистемологических ценностей, исходящую из принципа историзма и «коллективного» понимания субъекта научного познания. Оба эти основания позволяют раскрыть историко-культурную обусловленность процессов научного исследования и трансляции их результатов. Такие цели и ценности науки как истина и объективность знания имеют историческое измерение: они существуют только в процессе постоянного возникновения и уничтожения, подвергаясь воздействию культурных факторов. Коллективность субъекта научного познания определяется совместно с понятиями «трансцендентального» и «индивидуально-эмпирического» субъекта в соответствии с принципом дополнительности (Н. Бор), находящим эпистемологическую транскрипцию. Рассматриваются возможности политической субъектности науки в связи с эпистемологическими следствиями из причастности научных сообществ к политическим структурам и движениям.

Загрузки

Опубликован

2021-06-19

Как цитировать

[1]
2021. На пути к реформе системы эпистемологических целей и ценностей. Эпистемология и философия науки. 58, 2 (Jun. 2021), 34–42. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202158225.