Жизнь как процесс

Авторы

  • Джон Дюпре

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202057224

Ключевые слова:

процесс, онтология, организм, метафизика науки, эволюция, наследование, персональная идентичность, свободная воля

Аннотация

Тезис автора состоит в том, что понимание жизни, отраженное в биологических и медицинских науках, а также в наших повседневных делах, было затруднено неуместной метафизикой. Метафизика, которая доминировала в западной философии и которая сейчас в значительной степени определяет понимание жизни и наук о жизни, видит мир как состоящий из вещей и их свойств. И хотя эти вещи, по-видимому, претерпевают всевозможные изменения, предполагается, что это всего лишь изменение пространственных отношений их неизменных частей. Однако с древности альтернативу этому подходу представляла онтология процесса, связанная с фрагментарно сохранившимися произведениями Гераклита. В прошлом же веке она нашла выражение в работах британского метафизика и логика А. Уайтхеда. С позиции онтологии процесса, то, что существует, представляет собой изменение, или процесс. То, что мы склонны считать постоянными вещами, на самом деле является лишь временной стабильностью в извечной череде изменений, вихрями в процессуальном потоке. Автор полагает, что метафизика этого последнего типа является единственно адекватной пониманию живого мира. После более подробного объяснения различий между этими онтологическими перспективами автор анализирует преимущества онтологии процесса применительно к категории организмов. В статье также рассматриваются некоторые дальнейшие следствия онтологии процесса для биологии и философии.

Загрузки

Опубликован

2020-05-27

Как цитировать

[1]
2020. Жизнь как процесс. Эпистемология и философия науки. 57, 2 (May 2020), 96–113. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202057224.