НОРМЫ В ПОЗНАНИИ И ПОЗНАНИЕ НОРМ

Авторы

  • Илья Теодорович Касавин Институт философии РАН

Ключевые слова:

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ, НОРМАТИВНОСТЬ, НАУКА, МОРАЛЬ, ДЕСКРИПТИВНОСТЬ, ОБЪЕКТИВАЦИЯ, СОЗНАНИЕ

Аннотация

Вопрос об эпистемической природе нормы - частный случай вопроса о нестандартном определении знания вообще. Можно ли расширить понимание знания за пределы пропозиций, выраженных повествовательным предложением и описывающим некоторое положение дел? Не являются ли особыми типами знания нравственная норма, эстетический идеал, религиозный символ? Данный вопрос обсуждается на примере спора между М. Уайтом и У. Куайном по поводу нормативных и дескриптивных элементов научного знания и морального сознания. Тезис о специальном эпистемологическом статусе науки, ее эмпирическом базисе и используемых методах лежит в основе натуралистической ревизии эпистемологии Куайном. Уайт, напротив, считает научные наблюдения и моральные переживания равноправными средствами обоснования объективного и нормативного содержания как науки, так морали и искусства. С точки зрения современного расширения предмета эпистемологии позиция Уайта представляется более выигрышной, хотя обе стороны, в конечном счете, не выходят за пределы редукции всех культурных феноменов к фактам индивидуального сознания. Разрешением указанного спора может быть поворот эпистемологической рефлексии к исследованию когнитивного содержания всяких культурных объективаций человеческой деятельности и коммуникации, к конкретному анализу форм репрезентации и функций тех или иных когнитивных феноменов в социальных артефактах. С одной стороны, это расширяет предмет традиционной эпистемологии, вовлекая в него все многообразие сознания, а с другой, подготавливает методологические инсайты для культурологии, этики, эстетики, религиоведения и политологии.

Загрузки

Опубликован

2018-06-07

Как цитировать

[1]
2018. НОРМЫ В ПОЗНАНИИ И ПОЗНАНИЕ НОРМ. Эпистемология и философия науки. 54, 4 (Jun. 2018), 8–19.