НАУКА В СУПЕРПОЗИЦИИ. К КОММУНИКАТИВНОЙ СЕМАНТИКЕ ПОНЯТИЯ НАУКИ

Авторы

  • Александр Юрьевич Антоновский Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202461452

Ключевые слова:

наука как коммуникативная система, реосемантика, коммуникативные измерения, понятие науки

Аннотация

  • В статье поставлена проблема непроясненности и полисемантичности комплексной и гетерогенной семантики понятия наука. Это понятие включает в себя теории и методы, модели и классификации реальности, научные законы и законы природы, научное мышление, научные публикации, эксперименты и лабораторную деятельность, научные институты и научные коллективы, научное исследование, экспертизу и научные дисциплины, научное знание и научную истину и т.д. Тем не менее, при всей вышеобозначенной сложности, наука выказывает свойства единого, динамически развивающегося комплексного феномена и, в свою очередь, требует соответствующего междисциплинарного, комплексного определения, чувствительного к его фундаментальным контекстам: предметному, социальному и темпоральному.

Библиографические ссылки

Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Пер. с нем. А. Водена. СПб.: Е.Д. Кускова, 1903. 615 с.

Стёпин В.С. Наука. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+, РОИИ «Реабилитация», 2009. C. 560–566.

Boyle, R. The Sceptical Chymist. Oxford, 1661. Repr. London: Dent, 1911.

Bréal, M. Essai de sémantique, science des significations. Paris: Hachette, 1897.

Campbell, N. What is Science? New York: Dover, 1953.

Chalmers, A.F. What is this thing called Science? An assessment of the nature and status of science and its methods. Milton Keynes: Open University Press, 1982.

Feigl, F. “Empiricism at Bay?”, in: Cohen, R.S. and Wartofsky, M.W. (eds.) Boston Studies in the Philosophy of Science. Dordrecht: Springer, 1974, vol. XIV. https://doi.org/10.1007/978-94-010-2128-9_1

Gallison, P. “Trading Zone: Coordinating Action and Belief”, in: Biagioli, M. (ed.) The Science Studies Reader. New York: Routledge, 1999, pp. 137–160.

Harris, R. The Semantics of Science. London: Continuum International Publishing Group Ltd., 2005.

Heidegger, M. Unterwegs zur Sprache. Pfullingen: Verlag Günther Neske, 1959.

Holt-Jensen, A. Geography: Its History and Concepts. Trans. B. Fullerton. London: Harper & Row, 1980.

Kasavin, I.T., Porus, V.N. Philosophy of Science: Existential Turn. Epistemology & Philosophy of Science, 2023, vol. 60, no. 4, pp. 7–21. (In Russian)

Kasavin, I.T. Koine nauki: mezhdistsiplinarnost’ i mediatsiya. Herald of the Russian Academy of Sciences, 2017, vol. 87, pp. 543–550. (In Russian)

Knorr-Cetina, K. The Manufacture of Knowledge: An Essay on the Constructivist and Contextual Nature of Science. New York: Pergamon Press, 1981.

Kuhn, T.S. The Structure of Scientific Revolutions. 2nd ed. Chicago: Chicago University Press, 1970.

Latour, B., Woolgar, S. Laboratory Life: The Construction of Scientific Facts. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1979.

Luhmann, N. Sinn als Grundbegriff der Soziologie. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie (mit Jürgen Habermas). Frankfurt a/M., 1971, S. 25–100.

Mayr, E. Systematics and the Origin of Species. New York: Columbia University Press, 1942.

Rickert, H. Granicy estestvenno-nauchnogo obrazovanija ponjatij. Saint Petersburg, 1903. (Trans. into Russian)

Simpson, G.G. The Species Concept. Evolution, 1951, vol. 5, pp. 285–298.

Stepin, V.S. Nauka. Jenciklopedija jepistemologii i filosofii nauki. Moscow: Kanon+, ROII “Reabilitacija”, 2009, pp. 560–566. (In Russian)

Stichweh, R. Disziplinarität, Interdisziplinarität, Transdisziplinarität – Strukturwandel des Wissenschaftssystems (1750–2020). Handbuch Transdisziplinäre Didaktik. transcript Verlag, 2021, S. 419–433.

Stichweh, R. Hierarchies and Universal Inclusion in Scientific Communities. Peer Review in an Era of Evaluation. Understanding the Practice of Gatekeeping in Academia. Springer, 2022, pp. 37–52.

Stichweh, R. Interdisziplinarität. Wissenschaftler. Der Mensch des 20. Jahrhunderts, 2023.

Wilkins, J. Essay Towards a Real Character and a Philosophical Language. London: Martin.Magnus Verlag, 1668.

Опубликован

2024-12-05

Как цитировать

[1]
2024. НАУКА В СУПЕРПОЗИЦИИ. К КОММУНИКАТИВНОЙ СЕМАНТИКЕ ПОНЯТИЯ НАУКИ. Эпистемология и философия науки. 61, 4 (Dec. 2024), 6–24. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202461452.