Плоды Просвещения: каким быть экономическому знанию?

Авторы

  • Олег Игоревич Ананьин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI:

https://doi.org/10.5840/202360347

Ключевые слова:

история экономической мысли, экономическая наука, научная революция XVII–XVIII вв., Ричард Кан-тильон, Джеймс Стюарт, Уильям Петти, Джон Ло, Дэвид Юм, Адам Смит

Аннотация

В статье предложен новый взгляд на формирование экономики как науки, основанный на гипотезе сосуществования в XVII–XVIII вв. целого спектра проектов организации научного экономического знания, отразивших соответствующие научные программы проходившей в ту эпоху научной революции. Анализируются пять таких проектов: проект консервативной трансформации экономического знания Джеймса Стюарта; бэконианские проекты: статистический Уильяма Петти и инженерный Джона Ло; социально-философский проект Д. Юма, и теоретический проект Ричарда Кантильона. Каждый проект рассматривается и в контексте его возникновения, и сквозь призму последующей судьбы его основной идеи.

Делается вывод, что признание в XIX в. экономики наукой в форме классической политической экономии было победой проекта Кантильона, развитого в трудах Кенэ и Адама Смита. Этот теоретический проект отвечал научным стандартам, утвердившимся во второй половине XVIII в., консолидировал тогдашнее экономическое знание вокруг универсальной онтологической схемы экономики как предмета новой науки и соответствовал идеологическим запросам эпохи. Однако рационалистическая траектория развития экономической науки имела и свою цену. Усложнение теоретического аппарата часто достигалось за счет абстрагирования от черт реальности, которые сложно измерить или смоделировать, а формы экономического знания, представленные в альтернативных проектах, остались на периферии внимания.

Загрузки

Опубликован

2023-10-13

Как цитировать

[1]
2023. Плоды Просвещения: каким быть экономическому знанию?. Эпистемология и философия науки. 60, 3 (Oct. 2023), 171–193. DOI:https://doi.org/10.5840/202360347.