От объяснения к пониманию: важный сдвиг в философии науки

  • Владимир Петрович Филатов Русское общество истории и философии науки
Ключевые слова: научное понимание, объяснение, унификация, образцы аргументации, каузальность, прагматический подход

Аннотация

Понимание обычно рассматривалось как метод герменевтики. До недавнего времени философы науки обращали мало внимания теме научного понимания, поскольку пришли к выводу, что понимание может быть не более чем психологическим побочным продуктом научной деятельности. Однако многие ученые считали, что понимание является важной целью науки. В статье утверждается, что понимание является универсальным когнитивным феноменом, применимым к познанию не только культурно-исторических явлений, но и природных объектов и процессов. Понимание не противостоит объяснению, некоторые виды последнего продуцируют научное понимание. В ходе критики стандартной модели научного объяснения возникли первые концепции «научного понимания» унифицирующая и каузально-механистическая. Рассматривается также прагматический подход к научному пониманию, связывающий его с когнитивными навыками ученого или группы ученых.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Гейзенберг, 1989 Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989. 400 с.
Гемпель, 1998 Гемпель К.Г. Логика объяснения. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 240 с.
Загадка, 1991 Загадка человеческого понимания / Под ред. В.П. Филатова. М.: Политиздат, 1991. 351 с.
Отто Ган Отто Ган. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1080821 (дата обращения: 20.03.2023)
Панченко, 1982 Панченко А.И. О понимании квантовых явлений // Философские пауки. 1982. № 1. С. 68–75.
Хакинг, 1998 Хакинг Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук. М.: Логос, 1998. 296 с.
Штофф, 1966 Штофф В.А. Моделирование и философия. Л.: Наука, 1966. 301 с.
Опубликован
2023-10-01
Как цитировать
Филатов В. П. От объяснения к пониманию: важный сдвиг в философии науки // Эпистемология и философия науки. 2023. Т. 60. № 2. С. 6-22.