Научное творчество как социальный феномен

Авторы

  • Илья Теодорович Касавин Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202259336

Ключевые слова:

творчество, наука, труд, новизна, прекариат, личность, научное сообщество

Аннотация

Философское понимание научного творчества не может ограничиваться анализом когнитивных способностей или способов решения задач. Оно всегда антропологически нагружено, базируется на исторически-конкретном образе человека познающего. Проблема творчества артикулирует также известный парадокс новизны: новое не возникает из старого, поскольку оно существенно отличается от него, но оно не может и возникнуть из ничего, поскольку тогда остается непостижимым. Пол Фейерабенд как раз и критикует такую «мистерианскую» концепцию научного творчества, которая подчеркивает его эмерджентность, т.е. внезапность и необъяснимость. Дистанция между субъектом и объектом, человеком и природой, знанием и реальностью в таком случае остается непреодолимой. Чтобы решить эту проблему, необходимо поместить творчество в пространство между уникальностью творческой личности и механизмами социального признания. Это, в свою очередь, нуждается в переосмыслении онтологического содержания творчества, а также понятия «труд» путем обращения к его трактовке К. Марксом как производстве не только материальных благ, но и самого человека. Более того, творчество не просто формирует личность: это способ окультуривания всего социального пространства. Неожиданный ход обеспечивается обращением к новой социальной группе – прекариату, которая в науке дает урок открытости к новизне и теоретической свободы. В результате возникает более глубокое понимание социальной базы креативности, а также выстраивается новая стратегия взаимодействия научного сообщества с внепарадигмальными группами и маргинальными личностями.

Загрузки

Опубликован

2022-10-25

Как цитировать

[1]
2022. Научное творчество как социальный феномен. Эпистемология и философия науки. 59, 3 (Oct. 2022), 19–29. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202259336.