Научное творчество как социальный феномен
Аннотация
Философское понимание научного творчества не может ограничиваться анализом когнитивных способностей или способов решения задач. Оно всегда антропологически нагружено, базируется на исторически-конкретном образе человека познающего. Проблема творчества артикулирует также известный парадокс новизны: новое не возникает из старого, поскольку оно существенно отличается от него, но оно не может и возникнуть из ничего, поскольку тогда остается непостижимым. Пол Фейерабенд как раз и критикует такую «мистерианскую» концепцию научного творчества, которая подчеркивает его эмерджентность, т.е. внезапность и необъяснимость. Дистанция между субъектом и объектом, человеком и природой, знанием и реальностью в таком случае остается непреодолимой. Чтобы решить эту проблему, необходимо поместить творчество в пространство между уникальностью творческой личности и механизмами социального признания. Это, в свою очередь, нуждается в переосмыслении онтологического содержания творчества, а также понятия «труд» путем обращения к его трактовке К. Марксом как производстве не только материальных благ, но и самого человека. Более того, творчество не просто формирует личность: это способ окультуривания всего социального пространства. Неожиданный ход обеспечивается обращением к новой социальной группе – прекариату, которая в науке дает урок открытости к новизне и теоретической свободы. В результате возникает более глубокое понимание социальной базы креативности, а также выстраивается новая стратегия взаимодействия научного сообщества с внепарадигмальными группами и маргинальными личностями.
Скачивания
Литература
Гибсон, 1988 – Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 461 c.
Касавин, 2010 – Касавин И.Т. Познание и творчество // Эпистемология и философия науки. 2010. Т. XXIV. № 2. C. 5–16.
Тощенко, 2015 – Тощенко Ж.Т. Прекариат – новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6. C. 3–13.
Тухватулина, 2021 – Тухватулина Л.А. Гумбольдтовский человек vs утопия будущего: о миссии университета в современном мире // Вопросы философии. 2021. № 11. C. 47–50.
Фейерабенд, 2010 – Фейерабенд П. Прощай, разум. М.: Астрель, 2010. 477 с.