Конвенция, связность и контроль

  • Даниил Борисович Тискин Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: риторические отношения, вымысел, кино, перспектива первого лица, недоопределённость

Аннотация

Поскольку цель Э. Майера состоит в распространении понятия ненадёжного рассказчика на сферу кинематографии, мы исследуем трудности, обусловленные различиями между текстовым и визуальным повествованием. Художественное повествование притворяется описанием действительно бывших событий, которое и само всегда конвенционально, поскольку использует произвольные языковые знаки и поскольку описывает только те детали, которые рассказчик полагает важными. Кино же помещает зрителя в положение, в котором обычно находится наблюдатель самого события (а не рассказа о нём). Пусть даже монтаж, как настаивает Майер, представляет собой конвенциональный язык – всё равно в пределах кадра все предметы даны в полноте своих свойств и связь между предметом на съёмочной площадке и его образом в фильме каузальная, а не конвенциональная. Кроме того, даже описания реальных ситуаций могут быть риторически выстроены (и в этом смысле мало отличаются от вымысла), тогда как реальные события, которые мы по случайности наблюдаем воочию, могут не иметь связного сюжета.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Abusch, 2020 – Abusch, D. “Possible-Worlds Semantics for Pictures”, in: D. Gutzmann (ed.) The Wiley Blackwell Companion to Semantics. Oxford: Blackwell, 2020.
Dennett, 1992 – Dennett, D. “The Self as a Center of Narrative Gravity”, in: F. Kessel, P. Cole, and D. Johnson (eds.) Self and Consciousness: Multiple Perspectives. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1992, pp. 103–115.
Husserl, 1960 (1929) – Husserl, E. Cartesian Meditations: An Introduction to Phenomenology. Trans. by D. Cairns. The Hague: Martinus Nijhoff Publishers,1960 [1929].
Опубликован
2022-10-01
Как цитировать
Тискин Д. Б. Конвенция, связность и контроль // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 2. С. 72-75.