Ненадежность и точка зрения в киноповествовании
Аннотация
Такие романы как «Бойцовский клуб» или «Американский психопат» считаются примерами ненадежного повествования, где рассказчик от первого лица представляет явно искаженную картину вымышленного мира. Это принято относить и к экранизациям обоих романов – они содержат ненадежное повествование. Я возражаю против
распространения термина «ненадежное повествование» на кинофильмы. Мои аргументы основаны на наблюдении, согласно которому ненадежное повествование требует рассказчика как персоны, в то время как в кинофильмах рассказчик обычно безличен и соответствует взгляду камеры. В литературном вымысле, в котором присутствует ненадежный рассказчик, мы имеем дело с таким видом двусмысленного повествования, когда для некоторых описаний остается неясным, является ли рассказываемое
адекватным изложением того, что происходит в мире повествования или нет. В кино подобный эффект может быть достигнут с помощью условленных техник съемки, передающих содержания ментальных состояний. Так работает кадр, передающий точку взгляда, но в наибольшей степени неоднозначность достигается кадрами, одержащими смешанную перспективу.
Скачивания
Литература
Abusch, 2020 – Abusch, D. “Possible‐Worlds Semantics for Pictures”, in: The Blackwell Companion to Semantics. Wiley, 2020. https:/ doi.org/10.1002/9781118788516.sem003
Abusch and Rooth, 2017 – Abusch, D. & Rooth, M. “The Formal Semantics of Free Perception in Pictorial Narratives”, Proceeding of the 21st Amsterdam Colloquium, 2017.
Asher & Lascarides, 2003 – Asher, N., & Lascarides, A. Logics of Conversation. Cambridge University Press, 2003.
Banfield, 1982 – Banfield, A. Unspeakable Sentences: Narration and Representation in the Language of Fiction. Routledge & Kegan Paul, 1982.
Booth, 1961 – Booth, W. The Rhetoric of Fiction. University of Chicago Press, 1961.
Brinton, 1980 – Brinton, L. “Represented Perception – A Study in Narrative Style”, Poetics, 1980, vol. 9(4), pp. 363–381. https:/ doi.org/10.1016/0304-422X(80)90028-5
Cumming et.al., forthcoming – Cumming, S., Greenberg, G., Kaiser, E., & Kelly, R. (forthcoming). Showing Seeing in Film. Ergo.
Cumming et. al., 2017 – Cumming, S., Greenberg, G., & Kelly, R. “Conventions of Viewpoint Coherence in Film”, Philosophers’ Imprint, 2017, 17(1).
Currie, 1995 – Currie, G. “Unreliability Refigured: Narrative in Literature and Film”, The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 1995, vol. 53(1), pp. 19–29. https:/ doi.org/10.2307/431733
Eckardt, 2021 – Eckardt, R. “In Search of the Narrator”, in: E. Maier & A. Stokke (eds.) The Language of Fiction. Oxford University Press, 2021.
Fludernik, 1993 – Fludernik, M. “Second Person Fiction: Narrative “You” As Addressee And/Or Protagonist”, AAA: Arbeiten Aus Anglistik Und Amerikanistik, 1993, vol. 18(2), pp. 217–247.
Genette, 1980 – Genette, G. Narrative Discourse: An Essay in Method. Cornell University Press, 1980. http:/ archive.org/details/NarrativeDiscourseAnEssayInMethod
Goodman, 1976 – Goodman, N. Languages of Art: An Approach to a Theory of Symbols. Hackett Publishing.
Greenberg, 2013 – Greenberg, G. “Beyond Resemblance”, Philosophical Review, 2013, vol. 122(2), 215–287. https:/ doi.org/10.1215/00318108-1963716
Hobbs, 1979 – Hobbs, J.R. “Coherence and Coreference”, Cognitive Science, 1979, vol. 3(1), pp. 67–90. https:/ doi.org/10.1207/s15516709cog0301_4
Köppe & Kindt, 2011 – Köppe, T., & Kindt, T. “Unreliable Narration With a Narrator and Without”, Journal of Literary Theory, vol. 5(1), pp. 81–93. https:/ doi.org/10.1515/jlt.2011.007
Lewis, 1978 – Lewis, D. “Truth in Fiction”, American Philosophical Quarterly, 1978, vol.15(1), pp. 37–46.
Maier, 2021 – Maier, E. “Attributions of Form and Content: A Discourse-Structural Account of Reporting”. Ms. Groningen, 2021. [http:/ ling.auf.net/lingbuzz/005597, accessed on 18.01.2022]
Maier & Bimpikou, 2019 – Maier, E., & Bimpikou, S. “Shifting Perspectives in Pictorial Narratives”, Sinn und Bedeutung, 2019, vol. 23.
Margolin, 2012 – Margolin, U. “Narrator”, in: P. Hühn, J.C. Meister, J. Pier, & W. Schmid (eds.) The Living Handbook of Narratology. [http:/ www.lhn.uni-hamburg.de/article/narrator, accessed on 18.01.2022]
Pagin, 2016 – Pagin, P. “Assertion”, in: E.N. Zalta (Ed.), The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2016). [https:/ plato.stanford.edu/archives/win2016/entries/assertion/, accessed on 20.12.2021]
Schlenker, 2004 – Schlenker, P. Context of Thought and Context of Utterance: A Note on Free Indirect Discourse and the Historical Present”, Mind and Language, 2004, vol.19(3), pp. 279–304. https:/ doi.org/10.1111/j.1468-0017.2004.00259.x
Schlenker, 2019 – Schlenker, P. “Prolegomena to Music Semantics”, Review of Philosophy and Psychology, 2019, vol. 10(1), pp. 35–111. https:/ doi.org/10.1007/s13164-018-0384-5
Zipfel, 2011 – Zipfel, F. (2011). “Unreliable Narration and Fictional Truth”, Journal of Literary Theory, 2011, vol. 5(1), pp. 109–130. https:/ doi.org/10.1515/jlt.2011.009