Ненадежность и точка зрения в киноповествовании

  • Эмар Майер Университет Гронингена
Ключевые слова: ненадежное повествование, фильм, семантика, перспектива

Аннотация

Такие романы как «Бойцовский клуб» или «Американский психопат» считаются примерами ненадежного повествования, где рассказчик от первого лица представляет явно искаженную картину вымышленного мира. Это принято относить и к экранизациям обоих романов – они содержат ненадежное повествование. Я возражаю против
распространения термина «ненадежное повествование» на кинофильмы. Мои аргументы основаны на наблюдении, согласно которому ненадежное повествование требует рассказчика как персоны, в то время как в кинофильмах рассказчик обычно безличен и соответствует взгляду камеры. В литературном вымысле, в котором присутствует ненадежный рассказчик, мы имеем дело с таким видом двусмысленного повествования, когда для некоторых описаний остается неясным, является ли рассказываемое
адекватным изложением того, что происходит в мире повествования или нет. В кино подобный эффект может быть достигнут с помощью условленных техник съемки, передающих содержания ментальных состояний. Так работает кадр, передающий точку взгляда, но в наибольшей степени неоднозначность достигается кадрами,  одержащими смешанную перспективу.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Abrusán, 2020 – Abrusán, M. “The Spectrum of Perspective Shift: Protagonist Projection versus Free Indirect Discourse”, Linguistics & Philosophy, 2020, vol. 44, pp. 839–873. https:/ doi.org/10.1007/s10988-020-09300-z
Abusch, 2020 – Abusch, D. “Possible‐Worlds Semantics for Pictures”, in: The Blackwell Companion to Semantics. Wiley, 2020. https:/ doi.org/10.1002/9781118788516.sem003
Abusch and Rooth, 2017 – Abusch, D. & Rooth, M. “The Formal Semantics of Free Perception in Pictorial Narratives”, Proceeding of the 21st Amsterdam Colloquium, 2017.
Asher & Lascarides, 2003 – Asher, N., & Lascarides, A. Logics of Conversation. Cambridge University Press, 2003.
Banfield, 1982 – Banfield, A. Unspeakable Sentences: Narration and Representation in the Language of Fiction. Routledge & Kegan Paul, 1982.
Booth, 1961 – Booth, W. The Rhetoric of Fiction. University of Chicago Press, 1961.
Brinton, 1980 – Brinton, L. “Represented Perception – A Study in Narrative Style”, Poetics, 1980, vol. 9(4), pp. 363–381. https:/ doi.org/10.1016/0304-422X(80)90028-5
Cumming et.al., forthcoming – Cumming, S., Greenberg, G., Kaiser, E., & Kelly, R. (forthcoming). Showing Seeing in Film. Ergo.
Cumming et. al., 2017 – Cumming, S., Greenberg, G., & Kelly, R. “Conventions of Viewpoint Coherence in Film”, Philosophers’ Imprint, 2017, 17(1).
Currie, 1995 – Currie, G. “Unreliability Refigured: Narrative in Literature and Film”, The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 1995, vol. 53(1), pp. 19–29. https:/ doi.org/10.2307/431733
Eckardt, 2021 – Eckardt, R. “In Search of the Narrator”, in: E. Maier & A. Stokke (eds.) The Language of Fiction. Oxford University Press, 2021.
Fludernik, 1993 – Fludernik, M. “Second Person Fiction: Narrative “You” As Addressee And/Or Protagonist”, AAA: Arbeiten Aus Anglistik Und Amerikanistik, 1993, vol. 18(2), pp. 217–247.
Genette, 1980 – Genette, G. Narrative Discourse: An Essay in Method. Cornell University Press, 1980. http:/ archive.org/details/NarrativeDiscourseAnEssayInMethod
Goodman, 1976 – Goodman, N. Languages of Art: An Approach to a Theory of Symbols. Hackett Publishing.
Greenberg, 2013 – Greenberg, G. “Beyond Resemblance”, Philosophical Review, 2013, vol. 122(2), 215–287. https:/ doi.org/10.1215/00318108-1963716
Hobbs, 1979 – Hobbs, J.R. “Coherence and Coreference”, Cognitive Science, 1979, vol. 3(1), pp. 67–90. https:/ doi.org/10.1207/s15516709cog0301_4
Köppe & Kindt, 2011 – Köppe, T., & Kindt, T. “Unreliable Narration With a Narrator and Without”, Journal of Literary Theory, vol. 5(1), pp. 81–93. https:/ doi.org/10.1515/jlt.2011.007
Lewis, 1978 – Lewis, D. “Truth in Fiction”, American Philosophical Quarterly, 1978, vol.15(1), pp. 37–46.
Maier, 2021 – Maier, E. “Attributions of Form and Content: A Discourse-Structural Account of Reporting”. Ms. Groningen, 2021. [http:/ ling.auf.net/lingbuzz/005597, accessed on 18.01.2022]
Maier & Bimpikou, 2019 – Maier, E., & Bimpikou, S. “Shifting Perspectives in Pictorial Narratives”, Sinn und Bedeutung, 2019, vol. 23.
Margolin, 2012 – Margolin, U. “Narrator”, in: P. Hühn, J.C. Meister, J. Pier, & W. Schmid (eds.) The Living Handbook of Narratology. [http:/ www.lhn.uni-hamburg.de/article/narrator, accessed on 18.01.2022]
Pagin, 2016 – Pagin, P. “Assertion”, in: E.N. Zalta (Ed.), The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2016). [https:/ plato.stanford.edu/archives/win2016/entries/assertion/, accessed on 20.12.2021]
Schlenker, 2004 – Schlenker, P. Context of Thought and Context of Utterance: A Note on Free Indirect Discourse and the Historical Present”, Mind and Language, 2004, vol.19(3), pp. 279–304. https:/ doi.org/10.1111/j.1468-0017.2004.00259.x
Schlenker, 2019 – Schlenker, P. “Prolegomena to Music Semantics”, Review of Philosophy and Psychology, 2019, vol. 10(1), pp. 35–111. https:/ doi.org/10.1007/s13164-018-0384-5
Zipfel, 2011 – Zipfel, F. (2011). “Unreliable Narration and Fictional Truth”, Journal of Literary Theory, 2011, vol. 5(1), pp. 109–130. https:/ doi.org/10.1515/jlt.2011.009
Опубликован
2022-10-01
Как цитировать
Майер Э. Ненадежность и точка зрения в киноповествовании // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 2. С. 23-37.