К знанию через добродетели: об основаниях аретического подхода в эпистемологии

  • Артур Равилевич Каримов Казанский федеральный университет
Ключевые слова: эпистемология, эпистемология добродетелей, знание, эпистемические ценности, релайбилизм, респонсибилизм

Аннотация

По общему мнению, эпистемология добродетелей (virtue epistemology) совершает ценностный поворот в современной аналитической эпистемологии. В данной статье этот поворот эксплицируется через трансформацию понимания эпистемических ценностей и ценности эпистемических феноменов. В первом смысле речь идет о том, как поменялся взгляд на то, от чего зависит эпистемическая ценность таких категорий, как истина, знание, понимание и т.п. Во втором смысле речь идет о том, какова ценность наших эпистемических понятий: для чего нужно истинное убеждение, знание и т.д.? Показывается, как каузальная связь между нашими убеждениями и интеллектуальными добродетелями позволяет объяснить природу и ценность знания как центральной категории эпистемологии. Выявлено различие между основными направлениями эпистемологии добродетелей сквозь призму двух разных подходов к обоснованию ценностей: ценностный интернализм и ценностный экстернализм. Ценностный экстернализм предполагает, что состояние/мотив/действие получают ценность от чего-то находящегося за пределами сознания человека. Напротив, ценностный интернализм считает, что условия, определяющие ценность, являются внутренними для сознания. Для релайбилизма ценность когнитивного успеха состоит в его каузальной связи с надежными компетенциями субъекта, для респонсибилизма - с добродетельными мотивами познавательной деятельности. Общим для релайбилизма и респонсибилизма является то, что они смещают фокус с ценности следствия (истины) на ее связь с ценностью причины - способности или превосходной черты интеллектуального характера. Анализируются основные подходы к обоснованию фундаментальной ценности знания в эпистемологии добродетелей. Если для релайбилизма высшей эпистемической ценностью является истина как когнитивное достижение, то для респонсибилизма ценность эпистемических категорий прежде всего в их моральной значимости - достижении благой жизни и счастья (эвдеймонии). В заключении сформулированы основные трудности эпистемологии добродетелей и показаны перспективные направления ее дальнейшего развития.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Васильев В.В. Что такое аналитическая философия и почему важен этот вопрос? // Философский журнал. 2019. №1. С. 144-158.
Долматов А.В. Понятие интеллектуальной добродетели как эпистемической нормы // The Digital Scholar: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2018. Т. 1. № 4. С. 84‒94
Каримов А. Р. Эпистемология добродетелей: научная монография / А. Р. Каримов. – СПб.: Алетейя, 2019. – 428 с.
Касавин И.Т. Нормы в познании и познание норм // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. № 4. С. 8‒19.
Касавин И.Т. Эпистемология добродетелей: к сорокалетию поворота в аналитической философии // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 56. № 3. С. 6-19.
Карпов К.В. Мудрость и интеллектуальные добродетели // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 2. С. 226‒230
Костина А.О. Эпистемология убеждений: порицание, доверие и эпистемические добродетели субъекта // Эпистемология и философия науки 2020. Т. 57. № 2. С. 231–237
Прись И.Е. Проблема ценности знания // Философия и культура. – 2017. – № 5. – С. 26–35.
Шевченко А.А. Эпистемология и добродетели // Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14. № 4. С. 82‒92.
Шевченко С.Ю. Надежда обретенная и изобретенная. Эпистемология добродетелей и гуманитарная экспертиза биотехнологий. – М.: Прогресс-Традиция, 2020. – 336 c.
Шевченко С.Ю., Тухватулина Л.А. Несвятая простота: эпистемология добродетелей и три стратегии отрицания научного знания // Вопросы философии. 2020. № 11. С. 109‒119.
Battaly, H. 2016. “Epistemic Virtue and Vice: Reliabilism, Responsibilism, and Personalism,” in C. Mi, M. Slote, and E. Sosa (eds.) Moral and Intellectual Virtues in Western and Chinese Philosophy, New York: Routledge, 99– 120.
Brogaard, B. 2007. Can Virtue Reliabilism Explain the Value of Knowledge? Canadian Journal of Philosophy, 36: 335–54.
Brueckner, A. 2010. “Skepticism and closure”. In J. Dancy, E. Sosa, & M. Steup (Eds.), A companion to epistemology (2nd ed., pp. 3-12). Oxford: Wiley-Blackwell
Cassam, 2019 – Cassam, Q. Vices of the Mind. OUP Oxford.
Code L. Toward a ‘Responsibilist’ Epistemology. Philosophy and Phenomenological Research. 1984. 45. Р. 29–50.
Dongen van J., and Paul H. 2017 Epistemic Virtues in the Sciences and the Humanities (Kindle Location 81). Springer International Publishing. Kindle edition.
Dougherty T. 2019. “There Are No Epistemic Virtues”. In Heather Battaly. The Routledge Handbook of Virtue Epistemology. Taylor and Francis. Kindle Edition.
Fairweather A. and Flanagan O. 2014. Naturalizing Epistemic Virtue. Cambridge University Press.
Greco, 2010. – Greco J. Achieving Knowledge: A Virtue-Theoretic Account of Epistemic Normativity. Kindle Edition.
Green, 2017. Green A. The Social Contexts of Intellectual Virtue: Knowledge as a Team Achievement. Taylor and Francis.
Heersmink R. 2018. A Virtue Epistemology of the Internet: Search Engines, Intellectual Virtues and Education, Social Epistemology, 32:1, 1-12
Karstens B. 2017. “The Lonely Form Dies”: How Epistemic Virtues Connect Roman Jakobson’s New Science of Language and His Personality. In Jeroen van Dongen and Herman Paul. Epistemic Virtues in the Sciences and the Humanities. Springer International Publishing. Kindle Edition.
Kvanvig, 2003 – Kvanvig, J.L. The Value of Knowledge and the Pursuit of Understanding (Cambridge University Press). Kindle Edition.
Pritchard D. Epistemic paternalism and epistemic value. Philosophical Inquiries. Vol. 1 No. 2 (2013)
Pritchard, Millar, Haddock, 2010. – Pritchard, D.; Millar, A.; Haddock, A. The Nature and Value of Knowledge. Oxford. OUP.
Roberts, Wood, 2007 – Roberts, R.C., Wood, W. Jay. Intellectual Virtues: An Essay in Regulative Epistemology. Clarendon Press.
Sosa E. 2002 “The Place of Truth in Epistemology”. In Perspectives from Ethics and Epistemology. ed. M. DePaul and L. Zagzebski (OUP) Kindle Location
Sosa, 2007 – Sosa, E. A Virtue Epistemology: Apt Belief and Reflective Knowledge, Volume I. Kindle Edition.
Sosa E. 2019. “Telic Virtue Epistemology Heather Battaly”. In The Routledge Handbook of Virtue Epistemology. Taylor and Francis. Kindle Edition.
Zagzebski, 1996. Zagzebski, L. Virtues of the Mind: An Inquiry into the Nature of Virtue and the Ethical Foundations of Knowledge. Cambridge University Press.
Zagzebski L. 2000 “Phronesis and Religious Belief”. In Knowledge, Belief, and Character. Rd. by G. Axtell. Rowman & Littlefield Publishers.
Zagzebski, L. 2001. “Recovering Understanding”. In Knowledge, Truth, and Duty: Essays on Epistemic Justification, Responsibility, and Virtue. OUP.
Zagzebski, L. 2003. The search for the source of epistemic good. Metaphilosophy, 34(1/2), 12-28.
Zagzebski, L. 2017. “What is Knowledge?” In The Blackwell Guide to Epistemology (eds J. Greco and E. Sosa).
Zagzebski, L., 2018 "Intellectual Virtues: Admirable Traits of Character", in The Routledge Handbook of Virtue Epistemology ed. Heather Battaly. Abingdon: Routledge.
Опубликован
2021-12-30
Как цитировать
Каримов А. Р. К знанию через добродетели: об основаниях аретического подхода в эпистемологии // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 4. С. 6-21.