О веритизме. Защита Притчарда

  • Эрнест Соса Ратгерский университет
Ключевые слова: релайбилизм, эпистемология добродетелей, телеологическая нормативность, проблема поглощения, эпистемическое благо

Аннотация

В этот раз Д. Притчард занят спасательной операцией: веритизм в осаде и он встает на его защиту. Я во многом согласен с его версией веритизма, но меня смущает утверждение, что ценность всех эпистемических благ трактуется в инструментальном ключе. Так, если Большой Брат внушит безоговорочную веру в полное содержание «Британской энциклопедии», то даже если мы считаем это содержание истинным без исключений, результат не будет безусловным благом, даже с эпистемической точки зрения. В чем же тогда проблема с внушением Большого Брата? Почему его ценность так низка с эпистемической точки зрения, несмотря на то, что оно приближает нас к истине? Я утверждаю, что хотя в гносеологии ценность истинного суждения является фундаментальной, можно выделить аспекты утверждений, которые оцениваются независимо. В статье ценность попытки вообще сделать что-то оценивается с точки зрения трех соображений: 1) успех или неудача; 2) компетентность лучше, чем некомпетентность; 3) успех благодаря компетентности лучше, чем успех благодаря удаче. Подобную структуру можно распространить на оценку убеждений. Например, для участника телевизионной викторины удачная догадка будет приемлемой, а для пациента офтальмолога, которому нужно прочитать буквы на оптометрической таблице, удачная догадка не приемлема. В последнем случае скорее будет важным то, насколько правильное суждение зависит от зрительных способностей пациента. Я отмечаю, что алетическое утверждение (т.е. истинность благодаря способности) есть разновидность истины. Во второй части статьи я предлагаю собственное решение проблемы поглощения (swamping problem), которая состоит в том, что ценность истины поглощает всякую иную эпистемическую ценность. Я считаю, что эта проблема имеет значение только для процессуального релайбилизма, а не для агентного телеологического релайбилизма, который защищается в статье. С точки зрения процессуального релайбилизма, убеждение рассматривается как продукт, который отличается от производящего его процесса. Так же, как ценность чашки кофе не зависит от того, каким образом она изготовлена, ценность убеждения не зависит от того, как оно сформировано. В статье утверждается, что аналогия «процесс - продукт» в отношении убеждений субъекта является ложной. Убеждения, представления, суждения субъекта неотделимы от самого субъекта. Их следует скорее рассматривать как эпистемические акты, проявления агентности познающего. Таким образом, в статье критически рассмотрены аргументы Притчарда и предложена альтернативная версия веритизма.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Соса Э. О веритизме. Защита Притчарда // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 4. С. 38-45.