Тело как объект экспериментирования и становление этоса биомедицины: уроки Нюрнберга

  • Ольга Владимировна Попова
Ключевые слова: эксперименты на людях, Нюрнбергский процесс, философия после Аушвица, Освенцим, этика науки, этика клинических экспериментов, информированное согласие

Аннотация

Целью статьи является исследование влияния восприятия нацистских экспериментов научным сообществом на процесс формирования представлений об этосе науки в области биомедицины и анализ Нюрнбергского процесса в качестве фактора, обусловившего формирование нормативного поля в области экспериментов на человеке.
Показано, что идея дискредитации ценностно нейтральной науки зачастую сталкивалась с сопротивлением самих ученых, которые в разных контекстах осуждения нацистских преступлений апеллировали к тому, что они действовали во благо науки, а то и всего человечества. Для обоснования результатов исследования рассмотрена принятая на Нюрнбергском процессе стратегия американских юристов, направленная на демонстрацию извращенности нацистских преступлений в области биомедицины как в этическом, так и в научном плане. Кроме того, был проведен анализ отдельных материалов Нюрнбергского процесса, позволивший дать представление о научном и лингвистическом конструировании человеческого тела (стратегии исправления имен) в качестве «правильного» научного объекта с заданными свойствами.
В статье рассмотрено влияние полученных данных о нацистских преступлениях на формирование принципов Нюрнбергского кодекса и оформление в биомедицине института информированного согласия. Также представлен анализ этических проблем связанных с дальнейшим использованием нацистских научных данных. В заключении артикулируется проблема формирования научного знания в режиме ненасилия.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Feldman H.L. “What’s Right about the “Medical Model” in Human Subjects Research Regulation”, in: Cohen, I.G., Lynch, H.F. (eds.) Human Subjects Research Regulation: Perspectives on the Future. Cambridge, MA: MIT University Press, 2014, рр. 299‒312.
Gallin, S. Bedzow, I. “Holocaust as an Inflection Point in the Development of Bioethics and Research Ethics”, in: Iphofen, R. (ed.) Handbook of Research Ethics and Scientific Integrity. Springer Nature Switzerland AG, 2019, рр. 1‒20.
Greene, V.W. “Can Scientists Use Information Derived from the Concentration Camps? Ancient Answers to New Questions”, in: Caplan, A. When Medicine Went Mad: Bioethics and the Holocaust. Springer Science+Business Media, LLC, 1992, рр. 150‒170.
Lachapelle-Henry, A.M. Jethwani, P.D., Grodin, M.A. “The Complicated Legacy of the Nuremberg Code in the United States”, Central European Journal of Medicine, 2018, vol. 130 (3), pp. 159‒253.
Wiesel, E. “Foreword”, in: G.J. Annas, M.A. Grodin. The Nazi Doctors and the Nuremberg Code: Human Rights in Human Experimentation. Oxford: Oxford University Press, USA, Year: 1992.
Adorno, T. Chemu uchit' posle Aushvitsa [Education After Auschwitz]. [https://proza.ru/2015/05/16/1290, accessed on 05.05.2020]. (In Russian)
Bauman, Z. Aktual'nost' Kholokosta [Modernity and the Holocaust]. Moscow: Izdatel'stvo Yevropa, 2010, 316 pp. (In Russian)
Yokhansson, I. Line, N. Meditsina i filosofiya. Vvedeniye v XXI Stoletiye [Medicine and Philosophy: An Introduction to the 21st Century]. Moscow: «Atmosfera», «Veche», 2019, 630 pp. (In Russian)
Nyurnbergskiy kodeks [Nuremberg Code]. [http://www.psychepravo.ru/law/int/nyurnbergskij-kodeks.htm, accessed on 05.05.2020]. (In Russian)
“Nyurnbergskiy protsess” [Nuremberg Trials], Sbornik materialov v 8 tomakh [Collection of Materials in 8 Vols.], Vol. 5. Moscow: Yuridicheskaya literatura, 1991, 672 pp. (In Russian)
Stepin, V.S. “Klassika, neklassika, postneklassika: kriterii razlicheniya” [Classics, Non-classics, Post-non-classics: Distinguishing Criteria], in: Postneklassika: filosofiya, nauka, kul'tura [Postclassics: Philosophy, Science, Culture]. Saint Petersburg: Mir, 2009, рр. 249‒295. (In Russian).
Harris, J.; R.R. Belyaletdinov (trans.) “Moral'naya slepota – dar Bozhestvennoy mashiny” [Moral Blindness – a Gift from the Divine Machine], PRAXĒMA, 2019, vol. 4 (2), рр. 244‒253. (In Russian).
Опубликован
2021-06-18
Как цитировать
Попова О. В. Тело как объект экспериментирования и становление этоса биомедицины: уроки Нюрнберга // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 1. С. 125-141.