Социальные сети для ученых: новая форма социальности?

  • Светлана Викторовна Шибаршина Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Ключевые слова: распределенное знание, научная коммуникация, социальность, социальные сети для ученых, коммуникации «здесь-и-сейчас», дар

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию цифровой трансформации научной коммуникации на примере социальных сетей для ученых. Автором обосновывается идея о том, что подобные сообщества имеют определенные перспективы для превращения в своего рода новую форму социальности. Выделяются и критически оцениваются особенности интеракций в подобных интернет-пространствах: сетевая природа; коммуникация «здесь-и-сейчас»; мобильность идей, методов, подходов, решений; открытый доступ к информации и ее оценке; определенное размывание границ прежде устойчивых социальных иерархий, преодоление культурных барьеров. Делается вывод о том, что научные онлайн-сети, потенциально реализуя этическую норму коммунализма и условно вписываясь в концепцию распределенного познания, могут стать новой социальностью для ученых, которые в режиме оффлайн обладают меньшими возможностями для профессиональной самореализации.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Душина С.А., Хватова Т.Ю., Николаенко Г.А. Академические интернет-сети: платформа научного обмена или инстаграм для ученых? (На примере ResearchGate) // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 121–131. DOI: 10.7868/S0132162518050112.
Касавин И.Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология. М.: Весь Мир, 2016. 264 с.
Масланов Е.В. Солидарность в социальной сети как эффект интерфейса // Солидарность и конфликты в современном обществе: Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15-17 ноября 2018 года. / Отв. Ред.: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2018. С. 118–119.
Цуркан Е.Г. Культурные вызовы глобальной сети Интернет // The Digital Scholar: Philosopher‘s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2018. Т. 1. № 4. С. 116–128. DOI: 10.5840/dspl20181450.
Шибаршина С.В. Научные коммуникации и коллаборации в Сети как возможные зоны обмена // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 2. С. 75–92.
Collins H. Tacit and Explicit Knowledge. Chicago: Chicago Univ. Press, 2010. 200 pp.
Elliott A. & Urry J. Mobile Lives: Self, Excess and Nature. L.; N.Y.: Routledge, Taylor & Francis e-Library, 2010. 188 pp.
Orduna-Malea E, Martín-Martín A., Thelwall M., López-Cózar E.D. Do ResearchGate Scores Create Ghost Academic Reputations? // Scientometrics. 2017. Vol. 112. No.1. P. 443–460. DOI: 10.1007/s11192-017-2396-9.
Shuster S. The Architect of a Social Network for Scientists // Time.com. 2014. URL: http://time.com/3583191/social-network-scientists-builder/ (дата обращения: 12.09.2018).
Опубликован
2020-01-04
Как цитировать
Шибаршина С. В. Социальные сети для ученых: новая форма социальности? // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 56. № 4. С. 21-28.