ЗА ПРЕДЕЛАМИ «НУЛЕВОЙ НАСТРОЙКИ»: СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД В ЭПИСТЕМОЛОГИИ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Аннотация
Эпистемологи свидетельства склонны к разработке очень изощренных примеров (так называемых «нулевых установок») в поддержку соответствующих философских позиций, причем основное направление здесь задает ориентир на «случайного незнакомца». В данной статье анализируется использование таких примеров в полемике об обосновании свидетельства между редукционистами и антиредуктивистами. Противоречия здесь возникают, с одной стороны, по поводу эпистемических оснований верований, основанных на свидетельствах, а с другой стороны, в связи с феноменологией признания и отрицания свидетельств. Автору представляется, что апелляция к случаям с «нулевой установкой» не только не способствует разрешению споров между редукционистами и антиредукционистами, но, напротив, лишь усугубляет их. По-видимому, это связано с тем, что интерпретация оказывается «дополнена» самим интерпретатором - его мировоззрением, опытом, воспитанием и философскими взглядами. В этой связи в последние годы были разработаны две стратегии коррекции такой интерпретации. Первая предлагает вместо неформальных условий обратиться к формальным контекстам с целью выявления парадигмальных сценариев для всякой эпистемологии свидетельства. Вторая требует отказаться от сценария «нулевой установки» и сосредоточиться на хорошо описанных кейсах, которые встроены в/включают в себя достаточную информацию о контексте, что позволяет сформулировать обоснованные суждения относительно надежности и достоверности свидетельских показаний. Автор анализирует перспективность каждой из названных стратегии.
Скачивания
Литература
https://plato.stanford.edu/archives/win2006/entries/testimony-episprob/ [accessed on 24.03.2019]
Alexander, J., Weinberg, J. M. “Analytic Epistemology and Experimental Philosophy”, Philosophy Compass, 2007, vol. 2, no. 1, pp. 56‒80.
Alston, W. Beyond “Justification”. Ithaca: Cornell University Press, 2005, xiii+256 pp.
Bergin, L. “Testimony, Epistemic Difference, and Privilege: How Feminist Epistemology Can Improve Our Understanding of the Communication of Knowledge”, Social Epistemology, 2002, vol. 16, no. 3, pp. 197‒213.
Coady, C.A.J. Testimony: A Philosophical Study. Oxford: Oxford University Press, 1992, 336 pp.
Davidson, D. Inquiries into Truth and Interpretation. Oxford: Oxford University Press, 1984, xx+292 pp.
Fricker, E. “Telling and Trusting: Reductionism and Anti-Reductionism in the Epistemology of Testimony (Critical Notice of C.A.J. Coady, Testimony: A Philosophical Study)”, Mind (New Series), 1995, vol. 104, no. 414, pp. 393‒411.
Fricker, M. Epistemic Injustice: Power and the Ethics of Knowing. Oxford: Oxford University Press, 2007, 198 pp.
Gelfert, A. “Indefensible Middle Ground for Local Reductionism about Testimony”, Ratio (New Series), vol. 22, no. 2, pp. 170‒190.