ТЕМАТИЧЕСКАЯ И ПАРАДИГМАЛЬНАЯ МОДЕЛИ КОНЦЕПТОСФЕРЫ НАУКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ)

  • Константин Игоревич Белоусов Пермский государственный национальный исследовательский университет
  • Дмитрий Александрович Баранов Пермский государственный национальный исследовательский университет
  • Елена Валентиновна Ерофеева Пермский государственный национальный исследовательский университет
Ключевые слова: КОНЦЕПТОСФЕРА НАУКИ, ТЕРМИНЫ, ТЕРМИНОПОЛЯ, ТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, ПАРАДИГМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ, СЕМАНТИЧЕСКИЙ ГРАФ, КЛАСТЕРИЗАЦИЯ

Аннотация

В статье представлено описание двух подходов к моделированию концептосферы науки: тематического и парадигмального. В качестве материала исследования был взят корпус рефератов инициативных проектов, поддержанных отделением гуманитарных и общественных наук РФФИ в области языкознания, а также корпус рефератов статей исследователей (и их соавторов), получавших неоднократную поддержку научного фонда. Тематическое моделирование осуществлялось в рамках двух подходов: от корпуса текстов (моделирование концептосферы как целого в виде сети терминополей) и от единичного текста (выделение композиций терминополей, устойчиво реализуемых в научных проектах, которые могут рассматриваться как отдельные направления языкознания). Базовыми методами исследования послужили метод графосемантического моделирования, реализованный в Информационной системе “Семограф” (подход "от корпуса"), и метод кластеризации K-means (подход "от текста"). В качестве операциональных единиц выступили сгруппированные в терминополя наборы ключевых слов, отраженные в рефератах проектов, поддержанных научным фондом. Парадигмальное моделирование базировалось на анализе сетевого взаимодействия исследователей (проведенном на основе информации о совместных публикациях). После создания гиперграфа исследователей (2108 вершин) с помощью метода модулярности (аналога кластерного анализа для сетевых моделей) осуществлялось разбиение графа на подграфы - сетевые сообщества. Каждый кластер можно рассматривать как модель научного сообщества, реализующего определенную научную парадигму, а совокупность кластеров - как модель концептосферы предметной области с точки зрения представленности и взаимосвязи отдельных парадигм. Перспективой моделирования концептосферы науки является синтез тематической и парадигмальной моделей. Представленные модели описания концептосферы науки могут использоваться как одно из средств мониторинга, прогнозирования и управления научными исследованиями, т.е. как инструмент государственной и/или ведомственной политики.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

1. Белоусов К.И., Ерофеева Е.В., Зелянская Н.Л. О внешних и внутренних границах современной лингвистики (графосемантическое моделирование концептосферы предметной области на основе корпусного подхода)//Вопросы когнитивной лингвистики. 2017. № 4. С. 45-57.
2. Виноградов В.А. Термин в научном дискурсе//Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (1). С. 368-372.
3. Кибрик А.Е. Современная лингвистика: откуда и куда//Вестник МГУ. Сер. Филология. 1995. №. 5. С. 93-103.
4. Кошелев А.Д. Современная теоретическая лингвистика как Вавилонская башня (о «мирном» сосуществовании множества несовместимых теорий языка)//Известия РАН. Сер. литературы и языка. 2013. Т. 72. № 6. С. 3-22.
5. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ в. (опыт парадигмального анализа)//Язык и наука конца 20 века. М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. С. 144-238.
6. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка//Известия РАН. Сер. литературы и языка. М.: Ин-т языкознания РАН, 1993. Т. 52. № 1. С. 3-9.
7. Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. 286 с.
8. Реформатский А.А. Терминология. Введение в языкознание. М.: Учпедгиз, 1959. 432 с.
9. Суперанская А.В., Подольская Н.В., Васильева Н.В. Общая терминология: вопросы теории. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 248 с.
10. Adams et al., 2005 -Adams J.D. et al. Scientific teams and institutional collaborations: Evidence from U.S. universities, 1981-1999/Adams J.D., Black G.C., Clemmons J.R., Stephan P.E.//Research Policy. 2005. Vol. 34. Iss. 3. P. 259-285. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0048733305000132 (дата обращения: 07.05.2016)
11. Belousov K. I., Baranov D. A., Zelyanskaya N. L. A research team and its subject area: Towards the question of the effective planning of scientific activities//Scientific and Technical Information Processing. 2014. Vol. 41. Iss. 2. P. 85-97.
12. Biemann C. Ontology Learning from Text: A Survey of Methods//Journal for Language Technology and Computational Linguistics. 2005. Vol. 20. P.75-93.
13. Blondel V.D. et al. Fast unfolding of communities in large networks/Blondel V.D., Guillaume J.-L., Lambiotte R., Lefebvre E.//Journal of Statistical Mechanics: Theory and Experiment. 2008. Vol. (10). URL: http://iopscience.iop.org/article/10.1088/17425468/2008/10/P10008/pdf (дата обращения: 12.06.2016) -
14. Enhancing the Effectiveness of Team Science//Committee on the Science of Team Science; Board on Behavioral, Cognitive, and Sensory Sciences; Division of Behavioral and Social Sciences and Education; National Research Council/Ed. by Cooke N.J., Hilton M.L. Washington DC: The national Academies Press, 2015. 256 p.
15. Hirsch J.E. An index to quantify an individual’s scientific research output that takes into account the effect of multiple coauthorship//Scientometrics. 2010. Vol. 85. Iss. 3. P. 741-754.
16. Lambiotte R., Delvenne J.-C., Barahona M. Laplacian Dynamics and Multiscale Modular Structure in Networks. 2009. URL: https://arxiv.org/abs/0812.1770v3 (дата обращения: 16.05.2016)
17. Tijssen R.J.W., Van Leeuwen T.N. Measuring impacts of academic science on industrial research: A citation-based approach//Scientometrics. 2005. Vol. 66. Iss. 1. P. 55-69.
Опубликован
2018-05-27
Как цитировать
Белоусов К. И., Баранов Д. А., Ерофеева Е. В. ТЕМАТИЧЕСКАЯ И ПАРАДИГМАЛЬНАЯ МОДЕЛИ КОНЦЕПТОСФЕРЫ НАУКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ) // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 1. С. 184-203.