Мудрость, а не веритизм

  • Шейн Райан Назарбаев Университет
Ключевые слова: веритизм, Притчард, мудрость, эпистемология, интеллектуальная добродетель

Аннотация

В своем ответе на статью Притчарда "В защиту веритизма" я обосновываю точку зрения, что для эпистемологии мудрость является более фундаментальным понятием, чем истина. Поскольку современные философские дискуссии по поводу мудрости не так широко известны, в начале статьи я даю небольшой обзор существующих дискуссий и отмечаю отдельные моменты, которые необходимы для дальнейшего рассуждения. Я полагаю, что исследователи, работающие над этой проблемой, склонны сужать содержание данного понятия. Я также проясняю философский вопрос, на который веритизм призван дать ответ, и определяю, в каком смысле можно говорить о «фундаментальных» ценностях. Как объясняет Притчард, «фундаментальность» может пониматься как в концептуальном, так и в аксиологическом измерении. Далее, я формулирую, в чем состоит суть веритизма Притчарда, и показываю, почему он придает высшую эпистемическую ценность истине по сравнению с иными альтернативами. В качестве альтернативы я рассматриваю тезис, что не существует единого эпистемического блага, как в концептуальном, так и в аксиологическом смысле. Я задаюсь вопросом о том, может ли Притчард отказаться от тезиса, что все истины одинаково ценны, сохраняя при этом свой монизм по отношению к тому, что он считает фундаментальной эпистемической ценностью. Я привожу контрпример, который показывает, что истина может быть значимой для агента, даже если она не открывает что-то важное об устройстве Вселенной. В самом деле, его апелляция к интеллектуально добродетельному исследователю кажется более уместной, но все же недостаточной для обоснования истинностного монизма по тем причинам, которые я разбираю в статье. В этой дискуссии я занимаю позицию, что эта апелляция к интеллектуально добродетельному агенту скорее приводит к фундаментальности мудрости, чем к веритизму по версии Притчарда. Я признаю тезис Притчарда о том, что интеллектуально добродетельный агент любит истину, но я сомневаюсь, что любовь интеллектуально добродетельного агента исчерпывается истиной. Я утверждаю, что интеллектуально добродетельный агент, в конечном счете, любит мудрость. Данный подход также решает проблему ценности тривиальных истин: истины, которые нужны для обретения мудрости, определяются как более значимые. Представляется, что мудрость есть высшее интеллектуальное благо, которое ценит интеллектуально добродетельный агент - благо, которое он стремится обрести и приумножить.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Baehr, Jason. (2008). Four Varieties of Character‐Based Virtue Epistemology. The Southern journal of philosophy, 46(4), 469-502.
Greco, John. (2010). Achieving Knowledge: A virtue-theoretic account of epistemic normativity. Cambridge: Cambridge University Press.
Grimm, Stephen R. 2015. “Wisdom”, Australasian Journal of Philosophy 93(1), 139-154.
Ryan, Shane. 2016. "Wisdom: understanding and the good life", Acta Analytica, 31(3), 235-251.
Ryan, Sharon. (2012). “Wisdom, Knowledge and Rationality”, Acta Analytica 27 (2): 99-112.
Whitcomb, Dennis. (2011). “Wisdom”, in Sven Bernecker and Duncan Pritchard (eds.), Routledge Companion to Epistemology. London and New York: Routledge, pp. 95-105.
Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Райан Ш. Мудрость, а не веритизм // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 4. С. 60-67.