В защиту веритизма

  • Данкан Притчард Калифорнийский университет в Ирвайне
Ключевые слова: эпистемология, эпистемическая ценность, исследование, релайбилизм, истина, веритизм, эпистемология добродетелей

Аннотация

Раньше в эпистемологии считалось само собой разумеющимся, что фундаментальным благом с чисто эпистемической точки зрения является истина. Такой веритизм больше не является данностью, поскольку некоторые философы выступают за плюрализм эпистемических ценностей, согласно которому истина является, по меньшей мере, одним из нескольких нередуцируемых эпистемических благ. Других авторов привлекает монизм эпистемических ценностей, в центре которого находится нечто иное, чем истина, например, знание или понимание. Утверждается, что отвергать веритизм было бы преждевременно. Возражение от цели познания утверждает, что помимо достижения истины, у познания могут быть иные цели: знание, понимание, и т.д. В ответ на это утверждается, что названные цели не являются автономными по отношению к достижению истины. Возражение от средств познания утверждает, что в познании ценным являются не только результаты, но и то, каким образом они получены. В ответ на это отмечается, что средства познания могут иметь не-эпистемическую ценность, но их познавательная ценность связана с приближением к истине. Еще одно возражение связано с проблемой придания ценности любым тривиальным истинам, что, по-видимому, вытекает из веритизма. Сюда же относится сходное возражение, что из веритизма вытекает, что исследователь должен стремиться к достижению как можно большего количества тривиальных истин. Подобные возражение основано на предпосылке, что согласно веритизму, все истины одинаково ценны. Некоторые веритисты, в частности А. Голдман, согласны с тем, что веритизм предполагает максимизацию истинных убеждений. Однако в статье утверждается, что те, кто ценит истину, вполне могут придавать каким-то истинам (например, научным) большую ценность, чем другим. Таким образом, обосновывается, что те мотивы, которые предлагаются для отказа от веритизма, при ближайшем рассмотрении оказываются слабыми, поскольку они опираются на сомнительную интерпретацию веритизма. В статье обосновывается положение, что в споре об эпистемических ценностях в качестве концептуально первичного понятия следует рассматривать не понятие эпистемического блага, а понятие интеллектуально добродетельного исследователя. Определение того, что есть фундаментальное эпистемическое благо, должно следовать из определения интеллектуально добродетельного исследователя, а не наоборот. Подобное утверждение совместимо с аксиологическим тезисом веритизма (фундаментальным эпистемическим благом признается истина) и одновременно избавляет нас от необходимости максимизации тривиальных истин.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Baehr, J. (2011). The Inquiring Mind: On Intellectual Virtues and Virtue Epistemology, Oxford: Oxford University Press.
Battaly, H. (2014). ‘Intellectual Virtues’, (ed.) S. van Hooft, Handbook of Virtue Ethics, 177-87, London: Acumen.
Bradford, G. (2015). Achievement, Oxford: Oxford University Press.
Carter, J. A., Pritchard, D. H., & Turri, J. (2018). ‘The Value of Knowledge’, Stanford Encyclopædia of Philosophy, (ed.) E. Zalta, https://plato.stanford.edu/entries/knowledge-value/.
David, M. (2001). ‘Truth as the Epistemic Goal’, Knowledge, Truth, and Duty: Essays on Epistemic Justification, Virtue, and Responsibility, (ed.) M. Steup, 151-69, Oxford: Oxford University Press.
David, M. (2013). ‘Truth as the Primary Epistemic Goal: A Working Hypothesis’, Contemporary Debates in Epistemology (2nd Edn.), (eds.) E. Sosa, M. Steup & J. Turri, 363-77, Oxford: Blackwell.
DePaul, M. (2001). ‘Value Monism in Epistemology’, Knowledge, Truth, and Duty: Essays on Epistemic Justification, Virtue, and Responsibility, (ed.) M. Steup, 170-86, Oxford: Oxford University Press.
Elgin, C. (1996). Considered Judgement, Princeton, NJ: Princeton University Press.
Elgin, C. (2004). ‘True Enough’, Philosophical Issues 14, 113-31.
Elgin, C. (2009). ‘Is Understanding Factive?’, Epistemic Value, (eds.) A. Haddock, A. Millar & D. H. Pritchard, 322-30, Oxford: Oxford University Press.
Elgin, C. (2017). True Enough, Cambridge, MA: MIT Press.
Geach, P. T. (1956). ‘Good and Evil’, Analysis 17, 32-42.
Goldman, A. (1999). Knowledge in a Social World, Oxford: Oxford University Press.
Goldman, A. (2002). ‘The Unity of the Epistemic Virtues’, in his Pathways to Knowledge: Private and Public, 51-72, Oxford: Oxford University Press.
Goldman, A. (2015). ‘Reliabilism, Veritism, and Epistemic Consequentialism’, Episteme 12, 131-43.
Goldman, A. (2016). ‘Reply to Pritchard’, Alvin Goldman and His Critics, (eds.) H. Kornblith & B. McLaughlin, 216-18, Oxford: Blackwell.
Goldman, A., & Olsson, E. (2009). ‘Reliabilism and the Value of Knowledge’, Epistemic Value, (eds.) A. Haddock, A. Millar & D. H. Pritchard, Oxford: Oxford University Press.
Greco, J. (2010). Achieving Knowledge: A Virtue-Theoretic Account of Epistemic Normativity, Cambridge: Cambridge University Press.
Jones, W. (1997). ‘Why Do We Value Knowledge?’, American Philosophical Quarterly 34, 423-40.
Kelp, C. (2014). ‘Two for the Knowledge Goal of Inquiry’, American Philosophical Quarterly 51, 227-32.
Kelp, C. (2018). ‘Inquiry, Knowledge and Understanding’, Synthese (Online First, DOI:
https://doi.org/10.1007/s11229-018-1803-y).
Kvanvig, J. L. (2003). The Value of Knowledge and the Pursuit of Understanding, Cambridge: Cambridge University Press.
Kvanvig, J. L. (2010). ‘The Swamping Problem Redux: Pith and Gist’, Social Epistemology, (eds.) A. Haddock, A. Millar & D. H. Pritchard, 89-111, Oxford: Oxford University Press.
Kvanvig, J. L. (2013). ‘Truth is Not the Primary Epistemic Goal’, Contemporary Debates in Epistemology (2nd Edn.), (eds.) E. Sosa, M. Steup & J. Turri, 352-62, Oxford: Blackwell.
Millar, A. (2011). ‘Why Knowledge Matters’, Proceedings of the Aristotelian Society (suppl. vol.) 85, 63-81.
Pritchard, D. H. (2007). ‘Recent Work on Epistemic Value’, American Philosophical Quarterly, 44, 85-110.
Pritchard, D. H. (2009). ‘Knowledge, Understanding and Epistemic Value’, Epistemology (Royal Institute of Philosophy Lectures), (ed.) A. O’Hear, 19-43, Cambridge: Cambridge University Press.
Pritchard, D. H. (2010). ‘Achievements, Luck and Value’, Think 25, 1-12.
Pritchard, D. H. (2011). ‘What is the Swamping Problem?’, Reasons for Belief, (eds.) A. Reisner & A. Steglich-Petersen, 244-59, Cambridge: Cambridge University Press.
Pritchard, D. H. (2014a). ‘Knowledge and Understanding’, Virtue Scientia: Bridges Between Virtue Epistemology and Philosophy of Science, (ed.) A. Fairweather, 315-28, Dordrecht, Holland: Springer.
Pritchard, D. H. (2014b). ‘Truth as the Fundamental Epistemic Good’, The Ethics of Belief: Individual and Social, (eds.) J. Matheson & R. Vitz, 112-29, Oxford: Oxford University Press.
Pritchard, D. H. (2016a). ‘Epistemic Axiology’, Epistemic Reasons, Epistemic Norms, and Epistemic Goals, (eds.) M. Grajner & P. Schmechtig, 407-22, Berlin: DeGruyter.
Pritchard, D. H. (2016b). ‘Seeing It for Oneself: Perceptual Knowledge, Understanding, and Intellectual Autonomy’, Episteme 13, 29-42.
Pritchard, D. H. (2016c). ‘Veritism and Epistemic Value’, Alvin Goldman and His Critics, (eds.) H. Kornblith & B. McLaughlin, 200-18, Oxford: Blackwell.
Pritchard, D. H. (2019). ‘Intellectual Virtues and the Epistemic Value of Truth’, Synthese [Online First, DOI: https://doi.org/10.1007/s11229-019-02418-z].
Pritchard, D. H. (2020). ‘Veritism and the Goal of Inquiry’, manuscript.
Pritchard, D. H. (Forthcominga). ‘Ignorance and Inquiry’, American Philosophical Quarterly.
Pritchard, D. H. (Forthcomingb). ‘Veritic Desire’, Humana Mente: Journal of Philosophical Studies.
Pritchard, D. H., Millar, A., & Haddock, A. (2010). The Nature and Value of Knowledge: Three Investigations, Oxford: Oxford University Press.
Riggs, W. (2003). ‘Balancing our Epistemic Goals’, Noûs 37, 342-52.
Sosa, E. (1991). Knowledge in Perspective: Selected Essays in Epistemology, Cambridge: Cambridge University Press.
Sosa, E. (2000). ‘For the Love of Truth’, Virtue Epistemology: Essays on Epistemic Virtue and Responsibility, (eds.) A. Fairweather & L. Zagzebski, 49-62, Oxford: Oxford University Press.
Sosa, E. (2003). ‘The Place of Truth in Epistemology’, Intellectual Virtues: Perspectives from Ethics and Epistemology, (eds.) M. DePaul & L. T. Zagzebski, 155-80, Oxford: Oxford University Press.
Sosa, E. (2007). A Virtue Epistemology: Apt Belief and Reflective Knowledge, Volume 1, Oxford: Oxford University Press,
Sosa, E. (2009). Reflective Knowledge: Apt Belief and Reflective Knowledge, Volume 2, Oxford: Oxford University Press.
Sosa, E. (2020). Epistemic Explanations: A Theory of Telic Normativity, and What it Explains, Oxford: Oxford University Press.
Treanor, N. (2018). ‘Truth and Epistemic Value’, European Journal of Philosophy 26, 1057-68.
Williamson, T. (2000). Knowledge and its Limits, Oxford: Oxford University Press.
Zagzebski, L. T. (1996). Virtues of the Mind: An Inquiry into the Nature of Virtue and the Ethical Foundations of Knowledge, Cambridge: Cambridge University Press.
Zagzebski, L. T. (2003). ‘The Search for the Source of the Epistemic Good’, Moral and Epistemic Virtues, (eds.) M. S. Brady & D. H Pritchard, 13-28, Oxford: Blackwell.
Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Притчард Д. В защиту веритизма // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 4. С. 22-37.