Социокультурные ориентиры познания и проблемы научного творчества в медиамире

  • Валерий Владимирович Савчук Институт философии РАН
  • Константин Алексеевич Очеретяный Институт философии РАН
Ключевые слова: научное творчество, компьютерные игры, фундаментальная наука, коллективная интуиция, медиареальность

Аннотация

В статье представлены рассуждения о науке как творчестве в контексте культурно-исторической эпистемологии, специфика которой представлена в материале Б.И. Пружинина и Т.Г. Щедриной. Тенденции развития современного мира – социальные, экономические, политические, коммуникационные – не дают усомниться в наличии парадокса: чем более глобализованным становится мир, тем в большей степени наука тяготеет к статусу прикладной – этим определяется ее эффективность. Но, что теряется при выдвижении эффективности на первый план? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, что в основе интеллектуальной революции в Европе XVII–XVIII вв. лежали не только труды Бэкона, Декарта и Ньютона, но и радикальная позиция, выраженная в «Государе» Макиавелли, который пользу поставил выше добродетели. Как только наука становится прагматическим делом, от ее успехов начинает зависеть престиж и слава, безопасность и комфорт. Знание – сила, но в новых политико-общественных реалиях, главное – полезная, утилитарная и эффективная. Становясь дисциплинарной, техничной, наука обретает могущество – но не ограничивается ли это могущество ее собственными конструкциями. Парадоксальным образом наука, исполняя служебную функцию, начинает терять статус инстанции смысла. Обслуживая общество, она, тем не менее, не является связующей силой в обществе – к ней прибегают за рецептами и решениями, но ее не рассматривают как общее дело и как платформу общественного взаимодействия, от науки ждут продукт, но не смыслов и ценностей, пользу, а не добродетели. Однако, что такое продукт науки? Чем измеряется ее результативность? И кто определяет эффективность? Данная статья является попыткой хотя бы отчасти осветить эти вопросы, включив в поле их рассмотрения экзистенциально нагруженные аспекты творчества научного сообщества – эстетические, технически-цифровые, в том числе, компьютерно-игровые. Коллективная интуиция как приобретение нового опыта, как создание несуществующих ранее контекстов, в которые помещаются новые объекты, события и феномены – все это ключевые условия для мира неопределенности, в котором от науки уже требуются не только объективные результаты, но и вовлечение в совместное осмысление экзистенциальных проектов, где истина – не всегда итог, но скорее начало, требующее, в том числе, выведения всех научных следствий, для которых открыты иные формы обживания опыта – эстетические, игровые, перформативные.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Алькье Ф. Как понять философа? // Романский коллегиум / Отв. ред. С.Л. Фокин, Н.В. Решетняк. СПб.: СПбГУЭФ, 2009. C. 168–188.
Пружинин Б.И. Специфика культурно-исторической эпистемологии // Культурно-историческая эпистемология: проблемы и перспективы / Отв. ред.-сост. Н.С. Автономова, Т.Г. Щедрина. М.: Политическая энциклопедия, 2014. С. 7–42.
Bogost, J. Persuasive Games The Expressive Power of Videogames. Massachusetts: Massachusetts Institute of Technology, 2007, 450 pp.
Brans, A. Blogs, Wikipedia, Second Life, and Beyond: From Production to Produsage. Bern: Peter Lang Inc., 2008, 418 pp.
Manovich, L. Software Takes Command. New York: Bloomsbury Academic, 2013, 357 pp.
Moulines, C. “Ulises: Der Stil in der Wissenschaftstheorie. 1997”, Information Philosophie, 1999, no. 4, pp. 86–87.
Опубликован
2021-06-19
Как цитировать
Савчук В. В., Очеретяный К. А. Социокультурные ориентиры познания и проблемы научного творчества в медиамире // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 2. С. 43-50.