МЕЖДУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ УТОПИЕЙ И АНТИУТОПИЕЙ: ИГРЫ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

  • Александра Александровна Аргамакова Институт философии РАН
Ключевые слова: УТОПИЯ, АНТИУТОПИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, СТС, СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Аннотация

Научно-технологический прогресс открывает перед человечеством новые возможности, но также создает новые угрозы. В XXI веке благодаря развитию технологий цивилизация сделает фантастический рывок вперед. В результате окружающий мир и все сферы жизни общества радикально трансформируются. Что ожидать от будущего: реализации наших лучших утопических представлений или худших антиутопических сценариев? Согласно одной точке зрения, в ответ на возникающие проблемы разовьются новые технологии и будущих вызовов не нужно опасаться, потому что наука и технологии постепенно справятся с ними. Согласно другой точке зрения, развитие технологий без развития человека представляет опасность для будущего. Возможен также третий подход, который предлагается в статье: вырабатывать социальные механизмы и практики, которые сделают научно-технологический прогресс и сопутствующие общественные изменения управляемыми. Будущее зависит от социальной практики людей. Уже сегодня каждый может принять участие в его проектировании. Технологии предоставят новые эффективные средства для воздействия на социальную реальность, в том числе такие которые пока не воспринимаются серьезно - это игры и геймификация. В полемике с идеями книги Юваля Харари «Homo Deus. Краткая история завтрашнего дня» осмысляются предпосылки для реализации альтернативных сценариев будущего, в которых основная масса людей сможет лучше использовать возможности и ресурсы супертехнологичного общества.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

1. Васенкова Н. Как превратить уборку мусора в городскую игру?//The Village. . URL: http://www.the-village.ru/village/city/city/167497-kak-zastavit-gorozhan-sobirat-musor (дата обращения: 15.04.2017)
2. Келли К. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее. М.: Издательство «МИФ», 2017. 352 с.
3. Панфилов К. "Insight ONE: Игровая индустрия в России". VC.ru. . URL: https://vc.ru/p/game (дата обращения: 10.04.2017)
4. Damien D. et al "Origins of Serious Games"//Serious Games and Edutainment Applications/Ed. by Ma M., Oikonomou A., Jain L.C. L.: Springer, 2011. P. 25-43.
5. Harari Y.N. Homo Deus: A Brief History of Tomorrow. L.: Harper, 2016, 448 p.
6. Kelly K. Protopia//The Technium. . URL: http://kk.org/thetechnium/protopia/(дата обращения: 13.06.2017)
7. Mahnic N. Gamification of Politics: Start a New Game//Teorija in Praksa. 2014. Vol. 51. №. 1. P. 143-161.
8. Muller V.C., Bostrom N. Future Progress in Artificial Intelligence: A Survey of Expert Opinion//Fundamental Issues of Artificial Intelligence/Ed. by Muller V.C., Bostrom N. Berlin: Springer, 2016. P. 553-571.
9. Wood C. Gamification: Governments Use Gaming Principles to Get Citizens Involved//GovTech. . URL: http://www.govtech.com/local/Gamification-Governments-Use-Gaming-Principles-to-Get-Citizens-Involved.html (дата обращения: 12.06.2017)
Опубликован
2018-12-18
Как цитировать
Аргамакова А. А. МЕЖДУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ УТОПИЕЙ И АНТИУТОПИЕЙ: ИГРЫ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 54. № 4. С. 150-159.