ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ В СИНХРОНИЧЕСКОМ И ДИАХРОНИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ

  • Мария Александровна Секацкая Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: CИНХРОНИЧЕСКОЕ И ДИАХРОНИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ, ТОЖДЕСТВО ЛИЧНОСТИ, ВИРТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕНАЛИЗМ, ТИМ БЕЙН

Аннотация

Синхроническое и диахроническое единство сознания и их взаимосвязь представляют собой междисциплинарные проблемы, решение которых требует привлечения как философских концептов, так и научных данных и их интерпретаций. В первой части статьи дается краткий обзор истории их решения в ходе развития философского знания, в том числе рассматриваются физический и психологический критерии тождества личности, которые изначально были выдвинуты для обоснования диахронического тождества. Однако эти критерии не объясняют, как именно субъективно переживаемое единство сознания, данное субъекту в самоощущении как единство феноменального поля, соотносится с тождеством личности. Во второй части статьи анализируется теория «виртуального феноменализма» Тима Бейна, изложенная в книге «Единство сознания». В третьей части статьи формулируются два вопроса, на которые теория Бейна должна дать ответ. Первый из этих вопросов касается особенностей когнитивного и нейробиологического устройства нашего сознания, исходя из которых Бейн предлагает оригинальную теорию синхронического единства сознания. Возникает вопрос, не мешают ли эти же соображения решению проблемы диахронического тождества личности, также предложенному Бейном. Второй вопрос представляет собой развитие критики Бернардом Уильямсом психологического критерия тождества. Как предполагает автор статьи, аргумент, похожий на аргумент Уильямса, может быть выдвинут против виртуального феноменализма Бейна.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

1. Секацкая М.А. Тождество личности как онтологический факт: возражение Дереку Парфиту//Epistemology & philosophy of science/Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 37. № 3. C. 76-84.
2. Секацкая М.А. Пересадка мозга и тождество личности: альтернативная интерпретация одного мысленного эксперимента//Epistemology & philosophy of science/Эпистемология и философия науки. 2014. Т. 42. № 4. C. 67-76.
3. Чирва Д.В. Одинокое животное. Биологический подход к тождеству личности // Вестник Санкт-петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2012. № 4. C. 60-64.
4. Чирва Д.В. Метафизика имеет значение. анималистическая и конституционалистская концепции личности // Мысль: журнал петербургского философского общества. 2015. №18. C. 84-93.
5. Bob P. Brain, Mind and Consciousness: Advances in Neuroscience Research//Binding Problem of Consciousness. New York, NY: Springer New York, 2012. pp. 17-25.
6. Dennett D. Consciousness explained. Boston: Back Bay Books, 1991. 528 p.
7. McCann E. Cartesian selves and Lockean substances//The Monist. 1986. Vol.3. № 69. P. 458-482.
8. Parfit D. Personal Identity//The Philosophical Review. 1971. Vol.1. № 80. P. 3-27.
9. Parfit D. Reasons and persons. Oxford: Clarendon, 1992. 543 p.
10. Wiggins D. Identity and Spatio-Temporal Continuity. Blackwell, 1967. 83 p.
11. Williams B. The Self and the Future//The Philosophical Review. 1970. Vol.2. №.79. P. 161-180.
12. Bayne T. The unity of consciousness. Oxford: New York : Oxford University Press, 2010. 341 p.
Опубликован
2018-12-18
Как цитировать
Секацкая М. А. ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ В СИНХРОНИЧЕСКОМ И ДИАХРОНИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 54. № 4. С. 123-135.