ПОНИМАНИЕ КАК ПРИЗНАНИЕ

  • Иван Сергеевич Курилович Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова: ПОНИМАНИЕ, ПРИЗНАНИЕ, ДИАЛОГИЧНОСТЬ, ПОЗНАНИЕ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ

Аннотация

Автор демонстрирует диалогичность и историчность процесса понимания, на основании чего приходит к трем выводам, которые радикально отличаются от положений статьи, предложенной для дискуссии: 1) понимание не является проблемой личностных и социальных смыслов, 2) понимание структурировано аналогично признанию; 3) как и признание, понимание позиционально определено, а потому конфликтно. Оно разрушает субъектно-объектные отношения и приводит к взаимному преобразованию субъекта и объекта понимания, не оставляя места незатронутой субъективности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Соцэкгиз, 1934. 324 c.
2. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 637 c.
3. Коллингвуд Р.Д. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. 488 c.
4. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания//Загадки человеческого понимания/сост. В.П. Филатов; ред. А.А. Яковлев. М.: Политиздат. 1991. C. 72-94.
5. Никифоров А.Л. О связи смысла и понимания//Epistemology & philosophy of science/Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 38. № 4. C. 44-54.
6. Рикер П. Понимание и объяснение//Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3/под ред. В. С. Стёпина. 2010. С. 283-285.
7. Хабермас Ю. Проблематика понимания смысла в социальных науках//Социологическое обозрение. 2008. № 3 (7). C. 3-33.
Опубликован
2018-06-19
Как цитировать
Курилович И. С. ПОНИМАНИЕ КАК ПРИЗНАНИЕ // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 54. № 4. С. 68-73.