Данные сами себя не соберут?

Авторы

  • Александр Юрьевич Антоновский Институт философии РАН
  • Раиса Эдуардовна Бараш Институт социологии ФНИСЦ РАН

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202360454

Ключевые слова:

наука, общественное благо, распределенное познание, научная коммуникация

Аннотация

Признавая в целом плодотворность понятия распределенного научного познания и отдавая должное значению исследования науки с точки зрения эпистемической (не)справедливости, мы хотели бы представить ряд сомнений в обосновании данного синтеза. Безусловно, трудно спорить с тем, что информант в этнографических исследованиях может выступать как соавтор и одновременно как объект исследования, «дающий сдачу». Здесь, очевидно, мы сталкиваемся с разнообразием эпистемических позиций и проистекающим отсюда распределенным знанием. Вопрос состоит лишь в том, в какой мере этот экзотический пример допускает обобщение в рамках социального познания, не говоря уже о естественно-научных и математических дисциплинах. Можно ли ожидать от туземцев особого рода математики или естественно-научных обобщений? То, что они готовы поделиться накопленными данными о туземной природе, в которых они разбираются лучше заезжих белых исследователей, не вызывает сомнений, но не является ли такая неполноценная функция поставщика научных данных скорее рудиментом колониального мировоззрения?

Опубликован

2024-02-01

Как цитировать

[1]
2024. Данные сами себя не соберут?. Эпистемология и философия науки. 60, 4 (Feb. 2024), 32–39. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202360454.