Данные сами себя не соберут?
Аннотация
Признавая в целом плодотворность понятия распределенного научного познания и отдавая должное значению исследования науки с точки зрения эпистемической (не)справедливости, мы хотели бы представить ряд сомнений в обосновании данного синтеза. Безусловно, трудно спорить с тем, что информант в этнографических исследованиях может выступать как соавтор и одновременно как объект исследования, «дающий сдачу». Здесь, очевидно, мы сталкиваемся с разнообразием эпистемических позиций и проистекающим отсюда распределенным знанием. Вопрос состоит лишь в том, в какой мере этот экзотический пример допускает обобщение в рамках социального познания, не говоря уже о естественно-научных и математических дисциплинах. Можно ли ожидать от туземцев особого рода математики или естественно-научных обобщений? То, что они готовы поделиться накопленными данными о туземной природе, в которых они разбираются лучше заезжих белых исследователей, не вызывает сомнений, но не является ли такая неполноценная функция поставщика научных данных скорее рудиментом колониального мировоззрения?
Скачивания
Литература
Callon, M. "Is Science a Public Good? Fifth Mullins Lecture, Virginia Polytechnic Institute, 23 March 1993", Science, Technology & Human Values, 1994, V. 19. Is. 4. pp. 395-424. DOI: 10.1177/016224399401900401 EDN: JQAHRP
Dupré, J. "Against Scientific Imperialism", PSA: Proceedings of the Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association, 1994, Is. 2. pp. 374-381.
Maslanov, E.V. "Post-Science in a Post-Modern World", Social Epistemology, 2021 (on-line first). DOI: 10.1080/02691728.2021.2000664
Mäki, U. "Scientific Imperialism: Difficulties in Definition, Identification, and Assessment", International Studies in the Philosophy of Science, 2013. V. 27 Is. 3. pp. 325-339,. DOI: 10.1080/02698595.2013.825496