Проекты Digital Humanities как этап развития гуманитарной науки: попытка метацифрового взгляда
DOI:
https://doi.org/10.5840/202360234Ключевые слова:
Digital Humanities, цифровые проекты, мультимедийные инструменты, цифровизация культуры, гуманитарная научностьАннотация
Автор рассматривает направление Digital Humanities как стремление к конструктивному синтезу компьютерных технологий и гуманитарной научности в контексте его претензии на трансформацию парадигмы гуманитарных наук. В рамках этого рассмотрения ставится вопрос о роли интерактивных мультимедийных инструментов в гуманитаристике, оцениваются новизна и содержательность, которые получают научные и образовательные проекты с их помощью. Автор разрабатывает и обосновывает принцип систематизации проектов Digital Humanities, исходя из приоритета различения проектов по характеру взаимосвязи их гуманитарных и компьютерных (технологических) компонент. Рассматривая как собственно цифровые проекты, так и посвященные им академические публикации в контексте своей систематизации, автор замечает, что многие проекты в значительной степени носят экспериментальный характер благодаря использованию всё новых мультимедийных инструментов, соответственно говорить о содержательной трансформации гуманитарной научности преждевременно. Заостряя вопрос об успехе синтеза цифровых технологий и гуманитарной науки, автор отмечает, что новые технологические инструменты – мультимедиа, ИИ или нейросеть и т.д. – позволяют ставить новые вопросы, актуализируют дополнительные объекты исследования и создают новые методы, однако новые средства не всегда задают полноту нового содержания, лишь дополняя его, а приобретаемая интерактивность не всегда непосредственно работает на научность. В данном случае обнаруживается обратная ситуация, когда претензии технологически обусловленных дисциплин на научность оказываются переплетены с претензией дисциплинарной научности на технологичность.
В итоге автор приходит к выводу, что направление Digital Humanities оказывается существенно подвержено влиянию технонауки с её растворением границ между фундаментальными и прикладными исследованиями и стремлением к новым технологиям, трансформирующим изучаемые процессы, что делает особенно актуальной маклюэновскую концепцию.