Зачем науке лузеры? О перепроизводстве научного знания и его функции
DOI:
https://doi.org/10.5840/202360226Ключевые слова:
cистемно-коммуникативная теория, социальная эволюция, наука и общество, социально-сетевое общество и наукаАннотация
В статье ставится проблема функциональности и рационального объяснения больших массивов коммуникативно-невостребованного научного знания. Для решения проблемы и объяснения данного феномена привлекаются ресурсы системно-коммуникативной теории научной коммуникации и социального-эволюционистских подходов. Способность же самой системно-коммуникативной теории объяснить данный феномен рассматривается как возможность ее верификации. В заключении предлагается рабочая гипотеза, связывающая наличие класса невостребованных исследований и исследователей с функцией метанаблюдения: посредством их онлайн-сетевых реакций на соответствующих электронных платформах (скачиваний, цитирований, прочтений, рецензий, рекомендации и т.д.) обеспечивается распределение научных репутаций лидеров науки и селекция лучшего научного знания. Эта функция, по мнению автора, компенсирует отсутствие у системы научной коммуникации внешней аудитории или публики, способной понять и адекватно оценить научные достижения. Делается вывод, что прошлая «коллегиальная и делиберативная» оценка научных достижений, соответствующее распределение репутаций и поддержка исследовательских проектов несовместима с динамическими условиями «публикационного рынка».