Зачем науке лузеры? О перепроизводстве научного знания и его функции

Авторы

  • Александр Юрьевич Антоновский Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.5840/202360226

Ключевые слова:

cистемно-коммуникативная теория, социальная эволюция, наука и общество, социально-сетевое общество и наука

Аннотация

В статье ставится проблема функциональности и рационального объяснения больших массивов коммуникативно-невостребованного научного знания. Для решения проблемы и объяснения данного феномена привлекаются ресурсы системно-коммуникативной теории научной коммуникации и социального-эволюционистских подходов. Способность же самой системно-коммуникативной теории объяснить данный феномен рассматривается как возможность ее верификации. В заключении предлагается рабочая гипотеза, связывающая наличие класса невостребованных исследований и исследователей с функцией метанаблюдения: посредством их онлайн-сетевых реакций на соответствующих электронных платформах (скачиваний, цитирований, прочтений, рецензий, рекомендации и т.д.) обеспечивается распределение научных репутаций лидеров науки и селекция лучшего научного знания. Эта функция, по мнению автора, компенсирует отсутствие у системы научной коммуникации внешней аудитории или публики, способной понять и адекватно оценить научные достижения. Делается вывод, что прошлая «коллегиальная и делиберативная» оценка научных достижений, соответствующее распределение репутаций и поддержка исследовательских проектов несовместима с динамическими условиями «публикационного рынка».

Загрузки

Опубликован

2023-10-01

Как цитировать

[1]
2023. Зачем науке лузеры? О перепроизводстве научного знания и его функции. Эпистемология и философия науки. 60, 2 (Oct. 2023), 75–93. DOI:https://doi.org/10.5840/202360226.