Прогресс науки: специализация или универсализация
DOI:
https://doi.org/10.5840/202360222Ключевые слова:
научный прогресс, специализация, универсализация, междисциплинарность, трансдисциплинарность, социальная эпистемологияАннотация
Исследование взаимосвязи тенденций к специализации и универсализации научного знания наиболее плодотворно при сопоставлении социологических и эпистемологических методов. Социологические методы описывают рост научного знания количественно как рост объема, эпистемологически качественно как рост уровня обобщения. Социологическое объяснение специализации исследователей основано на ограниченности ресурсов времени обучения, эпистемологическое объяснение дифференциации дисциплин – в онтологических различиях объектов исследования. Напротив, эпистемологическая универсализация – формулирование обобщающих теорий обусловлена социальной потребностью в обеспечении связности сети технических практик. История развития естественных наук демонстрирует тенденцию к поглощению более развитыми парадигмами менее развитых, иными словами научное знание возрастает кумулятивно как в количественном, так и качественном смысле.