Современная когнитивная психология: что делают теории
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps202360114Ключевые слова:
когнитивная психология, когнитивная теория, теория среднего уровня, теория высокого уровня, теория низкого уровня, теория «от метода»Аннотация
Цель настоящей статьи - разобраться в том, как работает современная теория в пределах когнитивной психологии, и ответить на вопрос, чего разумно ждать от «хороших» когнитивных теорий, а что находится за пределами возможного и даже необходимого. Такой метатеоретический взгляд нужен как для уточнения критериев анализа исследований, так и для фиксации теоретических ошибок и недочетов. Отдельной задачей выступает описание тех изменений, которые нашли отражение в теоретических трендах в данной области за последние 30-40 лет. В статье описаны три типа теоретических построений, которые радикально различаются своими свойствами: теории высокого, среднего и низкого уровня, а также введено противопоставление предметных теорий и теорий «от метода», которые используются для проверки первых в ходе экспериментов. К изменениям в теоретизировании за последние 30-40 лет можно отнести и все большее тематическое разнообразие теорий, и заметную ориентацию исследователей на теории среднего уровня, и недоверие к теориям высокого уровня. Все это приводит к тому, что предлагаемые объяснительные теории оказываются многочисленными, но при этом локальными. Подобная кажущаяся слабость психологических объяснительных теорий на фоне бурного развития методов изучения мозга привели к активному наступлению «нейротеорий», предлагающих объяснения, опирающиеся на принципы функционирования центральной нервной системы. Еще одна заметная тенденция - повышение авторитета количественных моделей, которые не ориентированы на объяснение изучаемого объекта, но предлагают количественные предсказания его поведения в определенных ситуациях. На основе проведенного анализа уточняется требование полноты при построении когнитивных теорий.