Эпистемологическая парадигма пострелигиозного смирения

Авторы

  • Ник Овердуин Университет Трента

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202360112

Ключевые слова:

парадигма, космизация, эпистемология, постпозитивизм, смирение, антропоморфизм

Аннотация

После Коперника и в свете современной продолжающейся космизации на смену религиозным версиям приходит новая эпистемологическая парадигма пострелигиозного смирения. В этой статье в связи с недавним юбилеем Т. Куна и И. Лакатоса исследуются различия между религиозной и пострелигиозной парадигмами смирения как формообразующего аспекта человеческого знания. Хотя пострелигиозное смирение не обязательно связано с критикой более ранних парадигм смирения, в нем все же присутствует имплицитная критика. В соответствии с теорией Куна/Лакатоса эта статья - не о психологических чертах или характеристиках личности. В ней показано, что оба типа смирения как эпистемологические парадигмы существуют на начальной стадии развития знания. Оглядываясь назад, можно сказать, что различные мыслители эпохи Возрождения и Просвещения колебались между двумя парадигмальными типами смирения, а многие теоретики также пытались выразить оформляющуюся парадигму. Общая траектория связана с радикальным отказом от антропоморфизма и позитивистских положений об определенности. Исторически пострелигиозное смирение также пересекалось с восприятием в обществе «прогресса» науки и более последовательным принятием конечности и смертности, чем это было возможно раньше. Такие движения, как трансгуманизм, а также явления технологического совершенствования и замечательных достижений в современных научных исследованиях не противоречат новой роли смирения. Будучи религиозной или пострелигиозной, постпозитивистская цивилизация все интенсивнее переживает переход смирения в когнитивное и социологическое измерение, где теперь оно может существовать с большим комфортом.

Опубликован

2023-05-11

Как цитировать

[1]
2023. Эпистемологическая парадигма пострелигиозного смирения. Эпистемология и философия науки. 60, 1 (May 2023), 131–148. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202360112.