Эпистемологическая парадигма пострелигиозного смирения

  • Ник Овердуин Университет Трента
Ключевые слова: парадигма, космизация, эпистемология, постпозитивизм, смирение, антропоморфизм

Аннотация

После Коперника и в свете современной продолжающейся космизации на смену религиозным версиям приходит новая эпистемологическая парадигма пострелигиозного смирения. В этой статье в связи с недавним юбилеем Т. Куна и И. Лакатоса исследуются различия между религиозной и пострелигиозной парадигмами смирения как формообразующего аспекта человеческого знания. Хотя пострелигиозное смирение не обязательно связано с критикой более ранних парадигм смирения, в нем все же присутствует имплицитная критика. В соответствии с теорией Куна/Лакатоса эта статья - не о психологических чертах или характеристиках личности. В ней показано, что оба типа смирения как эпистемологические парадигмы существуют на начальной стадии развития знания. Оглядываясь назад, можно сказать, что различные мыслители эпохи Возрождения и Просвещения колебались между двумя парадигмальными типами смирения, а многие теоретики также пытались выразить оформляющуюся парадигму. Общая траектория связана с радикальным отказом от антропоморфизма и позитивистских положений об определенности. Исторически пострелигиозное смирение также пересекалось с восприятием в обществе «прогресса» науки и более последовательным принятием конечности и смертности, чем это было возможно раньше. Такие движения, как трансгуманизм, а также явления технологического совершенствования и замечательных достижений в современных научных исследованиях не противоречат новой роли смирения. Будучи религиозной или пострелигиозной, постпозитивистская цивилизация все интенсивнее переживает переход смирения в когнитивное и социологическое измерение, где теперь оно может существовать с большим комфортом.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Barth, K. 1982. The Theology of Schleiermacher. Translated Geoffrey Bromiley. Edited Dietrich Ritschl. Grand Rapids: Eerdmans.
Berger, P. 1967. The Social Reality of Religion. Middlesex: Penguin.
Benjamin, W. 1978. Reflections. Edited Peter Demetz. Translated Edmund Jephcott. New York: Schocken Books.
Bennett, J. 2017. Objections to the Meditations and Descartes’ Replies 1641. Publicly available PDF.
Blumenberg, H. 1989. The Genesis of the Copernican World. Translated Robert Wallace. Cambridge: MIT Press.
Bourla, A. 2022. Moonshot: Inside Pfizer’s Nine-Month Race to Make the Impossible Possible. Toronto: Harper Collins.
Brague, R. 2018. The Kingdom of Man. Translated Paul Seaton. Notre Dame: University of Notre Dame.
Bruford, W.H. 1975. The German Tradition of Self-Cultivation. London: Cambridge University.
Burbules, N.C. and Phillips, D.D. 2000. Postpositivism and Educational Research. Lanham: Rowman and Littlefield.
Burtt, E.A. 1924. The Metaphysical Foundations of Modern Science. New York: Doubleday.
Butterfield. H. 1957. The Origins of Modern Science. New York: Macmillan.
Danielson, D.R. Editor. 2001. The Book of the Cosmos. Cambridge: Perseus.
Durkheim, E. 2008. The Elementary Forms of Religion. Translated Carol Cosman, introduced Mark Cladis. London: Oxford.
Ecklund, E.H. and Johnson, D.R. 2021. Varieties of Atheism in Science. Oxford: Oxford University.
Einstein, A. 2012. Einstein on Cosmic Religion and Other Opinions and Aphorisms. Mineola: Dover Publications.
Eliade, M. 1978. A History of Religious Ideas: Vol. I. Translated Willard R. Trask. Chicago: University of Chicago.
Ferris, T. 1988. Coming of Age in the Milky Way. New York: William Morrow.
Fuller, S. 2014. The Knowledge Book. Oxfordshire: Routledge.
Gillespie, M.A. 2008. The Theological Origins of Modernity. Chicago: University of Chicago.
Goethe, J.W. 1998. Maxims and Reflections. Translated Elizabeth Stopp. Edited Peter Hutchinson. New York: Penguin.
Harrison, P. 2015. The Territories of Science and Religion. Chicago: University of Chicago.
Hooykaas, R. 1972. Religion and the Rise of Modern Science. Grand Rapids: Eerdmans.
Jonas, H. 1974. Philosophical Essays. Chicago: University of Chicago.
Kearney, R. and Zimmerman, J. Editors. 2016. Reimagining the Sacred. New York: Columbia.
Klaaren, E. 1977. Religious Origins of Modern Science. Grand Rapids: Eerdmans.
Koestler, A. 1964. The Sleepwalkers. London: Penguin.
Kuhn, T. 1970. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago: University of Chicago.
Lakatos, I. 1978. The Methodology of Scientific Research Programmes. Volume One. Edited John Worrall and Gregory Currie. Cambridge: Cambridge University.
Leakey, R. and Lewin, R. 1992. Origins Reconsidered. New York: Doubleday.
Levinas, E. 2019. Nine Talmudic Readings. Translated Annette Aronowicz. Bloomington: Indiana University.
Loughlin, N. 2012. “Post-Positivism in International Theory.” Unpublished paper, https://www.e-ir.info/2012/01/20/what-are-the-benefits-and-disadvantages-of-post-positivism-for-international-theory
Millbank, J. 2005. The Suspended Middle. Grand Rapids: Eerdmans. Kindle.
Moore, R. 2011. Towards the Sociology of Truth. London: Continuum Publishing. Kindle.
Mori, G. 2012. “Hobbes, Descartes, and Ideas: A Secret Debate.” Journal of the History of Philosophy, Vol. 50, #2 (2012) 197-212.
Nietzsche, F. 1961. Thus Spoke Zarathustra. Translated R.J. Hollingdale. New York: Penguin.
O’Connell, M. 2017. To Be A Machine. New York: Doubleday.
Otto, R. 1917. Das Heilige. Germany. Publisher unstated.
Pascal, B. 1995. Pensees. Translated A.J. Krailsheimer. New York: Penguin.
Rabinow, P. and Rose, N. Editors. 2003. The Essential Foucault. New York: New Press.
Randall, J.H. Jr. 1976. The Making of the Modern Mind. New York: Columbia University.
Ricoeur, P. 1984. Time and Narrative: Volume One. Translated Kathleen McLaughlin and David Pellauer. Chicago: University of Chicago.
Rollins, P. 2011. Insurrection. New York: Howard Books.
Russell, B. 1953. The Impact of Science on Society. New York: Simon and Schuster.
Sagan, C. 1997. The Pale Blue Dot. New York: Ballantine Books.
Schleiermacher, F. 1958. On Religion. Translated John Oman, introduced Rudolf Otto. New York: Harper & Row.
Taylor, C. 2007. A Secular Age. Cambridge/London: The Belknap Press.
Weiner, J. 1986. Planet Earth. New York: Bantam.
White, H. 2010. The Fiction of Narrative. Baltimore: John Hopkins University.
Zammito, J. 2004. A Nice Derangement of Epistemes: Postpositivism in the Study of Science from Quine to Latour. Chicago. University of Chicago.
Опубликован
2023-05-11
Как цитировать
Овердуин Н. Эпистемологическая парадигма пострелигиозного смирения // Эпистемология и философия науки. 2023. Т. 60. № 1. С. 131-148.