Креативность – не сущность, а существование!

  • Илья Теодорович Касавин Межрегиональная общественная организация «Русское общество истории и философии науки»
  • Анна Владимировна Сахарова Межрегиональная общественная организация «Русское общество истории и философии науки»
Ключевые слова: креативность, историческая эпистемология, социальная эпистемология, наука, когнитивный диссонанс

Аннотация

В статье предложена социально-историческая постановка проблемы «креативной личности» в полемике со стартовой статьей А.М. Дорожкина и С.В. Шибаршиной. Креативная деятельность рассматривается не как психологический процесс или проявление когнитивных способностей, а как результат, оцениваемый профессиональным научным сообществом и даже обществом в целом. Проводится различие между психологической, исторической и историко-эпистемологической трактовкой креативности. Указываются особенности предложенного подхода: обладая объяснительным потенциалом в отношении креативности как социально-исторического феномена, этот подход сводит вопрос о природе индивидуальной личности и ее роли в научном исследовании к общественному резонансу на новый результат. Автор умирает в этом результате, оказываясь лишь ярлыком некоторого социального достижения. Если использовать терминологию Ж.-П. Сартра, то сущность автора как уникального индивида сводится к его социальному существованию в роли ученого. Цель этого существования – не реализация призвания, но выполнение профессиональной миссии по продвижению науки как общественного блага, состоящей, среди прочего, в создании поля интеллектуального напряжения. Ученый обеспечивает рост объективной информированности общества о болевых точках истории и современности; критически анализирует глобальные риски от экологии до безопасности; представляет образы возможного и потребного будущего. Креативная наука, тем самым, выступает как источник развития через проблематизацию, фактор когнитивного диссонанса, возмутитель спокойствия, потенциальный нарушитель социальной стабильности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Boden 2004 – Boden, M. The Creative Mind: Myths and Mechanisms, second ed., London: Routledge, 2004.
Currie 2019 – Currie A. Creativity, conservativeness & the social epistemology of science // Studies in History and Philosophy of Science Part A. 2019. Vol. 76, Pp. 1–4, https://doi.org/10.1016/j.shpsa.2018.11.001
Kieran 2018 – Kieran, ML Creativity as an Epistemic Virtue. In: Battaly, H, (ed.) The Routledge Handbook of Virtue Epistemology. Routledge Handbooks in Philosophy. Abingdon: Routledge. 2018. https://doi.org/10.4324/9781315712550
Дорожкин, Шибаршина 2022 – Дорожкин А.М., Шибаршина С.В. Креативность как процедура решения проблем // Вопросы философии, 2022.
Касавин И.Т. Знание и реальность в исторической эпистемологии // Epistemology and Philosophy of Science. 2020. Т. 57. No 2. С. 6–19. https://doi.org/10.5840/eps202057216
Касавин И.Т. Познание и творчество // Epistemology and Philosophy of Science. 2010. № 2. Стр. 5–16. https://doi.org/10.5840/eps201024226
Опубликован
2023-05-11
Как цитировать
Касавин И. Т., Сахарова А. В. Креативность – не сущность, а существование! // Эпистемология и философия науки. 2023. Т. 60. № 1. С. 50-59.