Креативность – не сущность, а существование!
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps20236015Ключевые слова:
креативность, историческая эпистемология, социальная эпистемология, наука, когнитивный диссонансАннотация
В статье предложена социально-историческая постановка проблемы «креативной личности» в полемике со стартовой статьей А.М. Дорожкина и С.В. Шибаршиной. Креативная деятельность рассматривается не как психологический процесс или проявление когнитивных способностей, а как результат, оцениваемый профессиональным научным сообществом и даже обществом в целом. Проводится различие между психологической, исторической и историко-эпистемологической трактовкой креативности. Указываются особенности предложенного подхода: обладая объяснительным потенциалом в отношении креативности как социально-исторического феномена, этот подход сводит вопрос о природе индивидуальной личности и ее роли в научном исследовании к общественному резонансу на новый результат. Автор умирает в этом результате, оказываясь лишь ярлыком некоторого социального достижения. Если использовать терминологию Ж.-П. Сартра, то сущность автора как уникального индивида сводится к его социальному существованию в роли ученого. Цель этого существования – не реализация призвания, но выполнение профессиональной миссии по продвижению науки как общественного блага, состоящей, среди прочего, в создании поля интеллектуального напряжения. Ученый обеспечивает рост объективной информированности общества о болевых точках истории и современности; критически анализирует глобальные риски от экологии до безопасности; представляет образы возможного и потребного будущего. Креативная наука, тем самым, выступает как источник развития через проблематизацию, фактор когнитивного диссонанса, возмутитель спокойствия, потенциальный нарушитель социальной стабильности.