Рациональные основания творческого сознания в науке

  • Надежда Дмитриевна Асташова Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  • Евгений Валерьевич Масланов Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Ключевые слова: научная рациональность, рандомизация, неопределенность, теория познания, креативность, творческое сознание

Аннотация

Статья представляет собой реплику на статью А.М. Дорожкина, С.В. Шибаршиной «Креативность как процедура решения проблем». Осмысление общей философской проблематики научной рациональности неразрывно связано с творческим освоением мира. Актуальная философская позиция может быть сформирована на основе пересечения нескольких альтернативных подходов. Первый связан с пониманием рациональности в качестве особенного стиля мышления эпохи, в котором задается система координат мировоззрения. Такая рациональность задает общие представления о познаваемости мира, и формирует методологические и теоретические научные стратегии. Рациональность очерчивает границы творческой мысли ученого. Обращение к проблеме рациональности научного творчества предполагает применение второго подхода, на основании которого можно говорить об использовании множества логик при описании мира. При этом уверенность в их связи с реальностью позволяет надеяться на формирование в будущем целостного описания проблемы. В этом случае мы имеем дело с актом познавательной активности, в результате которого наше сознание набрасывает рациональный конструкт как сеть на ситуацию неопределенности, объясняя и овладевая ей, - происходит упорядочивание картины мира. Согласно третьей позиции, оценка научных результатов носит гибкий, пластичный характер: то, что сегодня воспринимается как методологически ошибочное, завтра может оказаться научным открытием. Таким образом, можно констатировать, что творческое мышление исследователя вписано в определенные культурные условия понимания реальности, и эта ситуация обладает рационально заданным смыслом. При этом человеческий разум всегда стремится за пределы определяемого и категориально заданного, при помощи рациональности поступательно нащупывая границы неизвестного и выходя за пределы возможного.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Ахутин 1988 – Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М.: Наука, 1988. 208 с.
Бердяев 1985 – Бердяев Н.А. Смысл творчества. Париж: Имка-Пресс, 1985. 331 с.
Деннет 2004 – Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания / Пер. с англ. А. Веретенникова; под общ. ред. Л.Б. Макеевой. М.: Идея-Пресс, 2004. 184 с.
Дорожкин, Шибаршина – Дорожкин А.М., Шибаршина С.В. Креативность как процедура решения проблем Мамчур 1987 – Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания: К дискуссиям в современной постпозитивистской философии науки. М.: Наука, 1987. 127 с.
Полани 1985 – Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
Фихте 1993 – Фихте И. Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии. // Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. Т.1. СПб.: Мифрил, 1993. С. 7-64.
Швырев 1997 – Швырев В.С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. 1997. № 1. 105-116
Castoriadis 1978 – Castoriadis C. Les carrefoures du labyrinthe. Paris: Éditions du Seuil, 1978. 315 p.
Опубликован
2023-05-11
Как цитировать
Асташова Н. Д., Масланов Е. В. Рациональные основания творческого сознания в науке // Эпистемология и философия науки. 2023. Т. 60. № 1. С. 34-42.