Новая концепция разума?
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps202259466Ключевые слова:
Маркузе, разум, наука, технология, абстракцияАннотация
В «Одномерном человеке» Герберт Маркузе вслед за Гуссерлем заявил, что современное естествознание переводит (translates) концепции и практики из Lebenswelt, повседневного жизненного мира. Маркузе высказал предположение, что социалистическая революция изменит этот жизненный мир и трансформирует естествознание. Он предвосхитил новую концепцию разума, которая будет включать в себя потенциальные возможности / внутренние возможности (potentialities), переживаемые в жизненном мире. Телеологические аспекты повседневного опыта, согласно этой концепции, будут «овеществлены» наукой. Схожую концепцию перевода Маркузе использовал в своей критике социальных наук. Представление о том, что изменения в жизненном мире позволят социальным наукам включить в себя потенциальные возможности, более правдоподобно, чем все спекуляции о будущем естествознания. Однако предположение Маркузе о том, что данные изменения произойдут после социалистической революции, было опровергнуто фактическим развитием социальных движений, бросивших вызов социально интегрированным технонаукам. Взаимодействие науки и общества в борьбе за пригодный для жизни мир – теперь реальное явление, а не далекая революционная перспектива.