Кун, Лакатос и исторический поворот в философии математики

  • Владислав Алексеевич Шапошников Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова: постпозитивизм, историзм, философия математики, Кун, Лакатос, Поппер, Фейерабенд

Аннотация

Статья посвящена обсуждению некоторых идей Куна и Лакатоса, связанных с так называемым «историческим поворотом» и возможностью его переноса на область философии математики. В первой части уточняется значение термина «постпозитивизм» без чего представляется невозможным предметный разговор о философии науки «после постпозитивизма». Для этого используется метафора «поколений» в философии науки. Предлагается ограничить применение термина «постпозитивизм» двумя философскими «поколениями»: тем, к которому принадлежали Кун, Лакатос и Фейерабенд, и предшествующим «поколением», к которому принадлежали Витгенштейн, Полани, Поппер и Куайн, а также большинство представителей логического позитивизма. С этой точки зрения, такие философы как Блур, Латур, Пикеринг, Дастон и Галисон принадлежат уже «к третьему поколению», которое как раз и представляет собой философию науки «после постпозитивизма». Главная особенность постпозитивизма состоит в комбинации значительного влияния со стороны логического позитивизма и радикальной его критики. Такая комбинация неизбежно делает постпозитивизм явлением переходным. Во второй части статьи анализируется вклад «большой четверки» постпозитивистских философов (Поппера, Куна, Лакатоса и Фейерабенда) в изменение философии математики во второй половине XX в. «Большая четверка» способствовала решительному переключению философского внимания с логического анализа формальных систем на историческую динамику неформальной математики, а также пересмотру установки логического позитивизма на жесткое противопоставление математики и наук физических. Однако переходный характер их философии проявляет себя, как в их трактовке математики, так и в их понимании истории. С одной стороны, их позиции в области философии математики слишком часто сохраняют двусмысленность, но с другой, — открывают возможность нового видения. Ни Кун, ни Лакатос не избавили нас полностью от отождествления математики с коллекцией чисто формальных теорий, которая может развиваться лишь строго кумулятивно. Ни Лакатос, ни Кун не занимали позицию бескомпромиссного историзма. Однако, именно их работы сделали соответствующие опции возможными для современных историков и философов науки, и даже для философов математики.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Порус, 2010 — Порус В.Н. Постпозитивизм // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. Т. 3. С. 298-299.
Шапошников, 2019 — Шапошников В.А. Революции в математике: возвращаясь к старому спору. Часть 1 // Философия науки и техники. 2019. Т. 24. № 2. С. 70–81.
Шапошников, 2020а — Шапошников В.А. Революции в математике: возвращаясь к старому спору. Часть 2 // Философия науки и техники. 2020. Т. 25. № 1. С. 5–17.
Шапошников, 2020б — Шапошников В.А. Признавал ли Кун революции в математике? // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2020. № 3. С. 19-37.
Шиповалова, 2017 — Шиповалова Л.В. Стоит ли науку мыслить исторически? // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51. № 1. С. 18–28.
Опубликован
2023-05-03
Как цитировать
Шапошников В. А. Кун, Лакатос и исторический поворот в философии математики // Эпистемология и философия науки. 2023. Т. 59. № 4. С. 144-162.
Раздел
Case studies - Science Studies