Фундаментальная перцепция в философии Лейбница и современный панпсихизм

Авторы

  • Матвей Сергеевич Сысоев Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202259350

Ключевые слова:

панпсихизм, космопсихизм, восприятие, сознание, монадология, Лейб-ниц, монада, каузальность, предустановленная гармония, философия сознания

Аннотация

В настоящей статье рассматривается фундаментальное онтологическое значение, которым обладает категория перцепции в философии Г.В. Лейбница, и устанавливается связь между категорией перцепции и современным панпсихизмом. В современном панпсихизме существует проблема определения протопсихических свойств. Проблема выражается не только в отсутствии такого определения, но и в отсутствии хорошей стратегии для поиска возможных кандидатов на роль протопсихического свойства. Для решения этой проблемы автор рассматривает статус монады, как центра перцепции в монадологии Лейбница, а также вопрос о соотношении разных монад друг с другом. На основании идей Лейбница были предложены, в том числе, следующие модификации для современного панпсихизма. Во-первых, было предложено рассматривать протопсихические свойства как свойства, репрезентирующие всю реальность некоторым смутным образом, недопускающим возникновение высокоуровневых психических свойств. Во-вторых, было предложено рассматривать психические свойства не как комбинацию протопсихических свойств, а как некоторое их ограниченное, с точки зрения полноты восприятия, состояние. Это означает, что для формирования высокоуровневой психики протопсихические свойства должны не только образовать некоторую систему, но также должны быть частично заблокированы. Автор также рассматривает вопрос о том, возможно ли заимствование предложенных идей в современном панпсихизме. Проблемой для такого заимствования являются онтологические различия между современным натуралистическим панпсихизмом и классическим панпсихизмом Лейбница. В статье предлагаются три различных стратегии решения этой проблемы, связанные с тремя интерпретациями философии Лейбница. Во-первых, возможно ограничиться рассмотрением физики, как набора структурных явлений, производных от деятельности монад. Во-вторых, можно попытаться показать, что между монадами есть какой-то иной, некаузальный, тип отношений. В-третьих, можно рассмотреть эту систему как натуралистический пантеизм и предполагать, что Бог является посредником и общей непространственной системой координат, через которую монады согласуются друг с другом.

Загрузки

Опубликован

2022-10-25

Как цитировать

[1]
2022. Фундаментальная перцепция в философии Лейбница и современный панпсихизм. Эпистемология и философия науки. 59, 3 (Oct. 2022), 202–219. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202259350.