Молодой ученый: от управленческой конструкции к социально-эпистемической реальности

  • Софья Владиславовна Пирожкова Институт философии РАН
Ключевые слова: молодой ученый, научный коллектив, социальная иерархия, научная коммуникация, разделение труда, профессиональное развитие, научная карьера, субъект научного познания

Аннотация

В статье представлены результаты исследования роли научной молодежи в функционировании исследовательских коллективов и академической системы. Показывается, почему данная тематика имеет не только сугубо прикладное значение, связанное с теоретическим обоснованием мер научной политики, но и представляет интерес для фундаментальной проблематики философии науки. Обсуждается природа структурной упорядоченности научных коллективов и научного сообщества в целом. Аргументируется, что наука разделяет с другими социальными институтами социально-эпистемическую иерархию, предполагающую деление участников на более и менее опытных, выполняющих те или иные функции в соответствии с имеющимся объемом знаний и умений. Показано, что данная иерархия поддерживается системой разделения труда в науке, но не приводит к формированию жесткой структуры, что отражается в несовпадении социальной и когнитивной иерархий в устройстве научных коллективов. Показывается, что вклад молодых ученых в общий научный результат не просто может быть велик благодаря появлению юных гениев, научная молодежь выполняет ряд познавательных и социальных функций, носящих системообразующий характер и не дублирующихся на других уровнях научной иерархии. Данные функции могут претерпевать изменения в зависимости от общего состояния как отдельной исследовательской области, так и научной системы в целом. Это делает исследования научной молодежи перспективными для изучения трансформаций науки как социального института и культурно-исторического явления, в частности, для анализа научных коммуникаций, конституирующих научное сообщество как коллективный субъект научного познания, и изменений научного этоса.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Горшков, Шереги, 2020 – Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.
Дежина, 2003 – Дежина И.Г. Молодежь в науке // Социологический журнал. 2003. № 1. С. 61–79.
Душина, 2018 – Душина С.А. Карьеры молодых ученых в институциональном контексте: опыт России и Германии // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2018. Т. 4. № 34. С. 127–137.
Иконникова, 2011 – Иконникова Н.К. Профессиональная и гражданская идентичность ученых в зеркале глобальной академической мобильности // Вопросы социальной теории. 2011. Т. 5. С. 319–336.
Касавин, 2020 – Касавин И.Т. Наука – гуманистический проект. М.: Издательство «Весь мир», 2020. 496 с.
Мертон, 1993 – Мертон Р.К. Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // Thesis. 1993. Вып. 3. C. 256–276.
Нетребин, 2019 – Нетребин Ю.Ю. Зарубежный опыт постдокторской подготовки исследователей // Управление наукой и наукометрия. 2019. Т. 14. № 2. С. 204–223.
Пирожкова, 2020 – Пирожкова С.В. Категория «молодой ученый» в историко-научном контексте: попытка рациональной реконструкции // Полилог/Polylogos. 2020. Т. 4. [Электронный ресурс]. URL: https://polylog.jes.su/s258770110013252-9-1/ (дата обращения: 08.01.2021).
Пирожкова, 2021 – Пирожкова С.В. «Чистая» и «полезная»: культурный статус науки и перспективы его изменения // Философия науки и техники/Philosophy of Science and Technology. 2021. Т.26. № 2. С. 52–67.
Финкельштейн и др., 2014 – Финкельштейн М., Иглесиас К., Панова А.А., Юдкевич М.М. Перспективы молодых специалистов на академическом рынке труда: глобальное сравнение и оценка // Вопросы образования. 2014. № 2. 20–43.
Юдкевич, Горелова, 2015 – Юдкевич М.М., Горелова О.Ю. Академический инбридинг: причины и последствия // Университетское управление: практика и анализ. 2015. №1 (95). C. 73‒83.
Ярошевский, 1977 – Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Крёбера, Г. Штейнера. М.: Изд-во «Наука», 1977. 524 с. С. 7–97.
Опубликован
2022-10-25
Как цитировать
Пирожкова С. В. Молодой ученый: от управленческой конструкции к социально-эпистемической реальности // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 3. С. 149-165.
Раздел
Case studies - Science Studies