Интеллектуальные пороки как неявные установки
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps202259345Ключевые слова:
эпистемология добродетелей, эпистемология пороков, интеллекту-альные пороки, неявные установки, неявная предвзятостьАннотация
В статье анализируется важное для современной эпистемологии добродетелей понятие интеллектуального порока – черты интеллектуального характера, препятствующей ответственному исследованию. Цель данной статьи – сформулировать гипотезу о том, что в настоящее время в западной культуре значительная часть эпистемических пороков представляет собой неявные установки. В первой части статьи исследуется понятие неявной установки, разбираются примеры неявных установок(неявный сексизм и расизм). Во второй части статьи показывается, что 1) в случаях неявно предвзятого поведения имеет место проявление эпистемического порока; 2) «мотивационная» теория, опирающаяся на идеи Л. Загзебски, не может объяснить проявление интеллектуального порока в случаях неявной предвзятости. В третьем разделе статьи продемонстрировано, что неявные установки могут быть чертами характера (подобно моральным порокам, не признаваемым самим субъектом) – приобретенными, укорененными в личности, но все же корректируемыми. Четвертая часть статьи посвящена разбору того, при каких условиях интеллектуальные пороки могут быть явными установками. Делается вывод о том, что это возможно, если агент является «дьявольским существом» (руководствуется злом как целью), имеет эгоистические пороки (применяет разные критерии порочности к себе и к другим) или иррационален. В заключении показывается, что распространение критического мышления в современном обществе должно вести к переходу интеллектуальных пороков из явных установок в неявные.