Проблема типологизации научного познания в контексте культурно-исторической эпистемологии

Авторы

  • Борис Исаевич Пружинин Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202259343

Ключевые слова:

культурно-историческая эпистемология, философия науки, типология наук, дихотомия гуманитарных и естественных наук, научная рацио-нальность, прикладные исследования, нормы научности, фундаменталь-ные исследования, воспроизводимость знания

Аннотация

Существующие варианты классификации наук на разных основаниях дифференцируют и соотносят типы познавательных практик. При этом внимание эпистемологов, как правило, концентрируется на инструментальных логико-методологических функциях предлагаемых классификаций, ориентирующих ученых в целостном когнитивном пространстве рационального познания (по предмету, по эпистемологическим предпочтениям, по методам и пр.). Что же касается социокультурных измерений научно-познавательной деятельности, то (коль скоро их вообще учитывают), они, по преимуществу, лишь внешним образом соотносятся с типологическими особенностями исследовательских практик. Между тем, наука в целом претерпевает сегодня существенные изменения, затрагивающие, помимо всего прочего, статус и методологические функции ее социокультурных параметров, что существенно меняет конфигурацию когнитивного пространства научно-познавательной деятельности. В статье предпринимается попытка продемонстрировать особенности проблематизации философско-методологических оснований современной науки. При обсуждении этих вопросов принципиально важно учитывать тематику, связанную с тем, каким образом ученый осознает собственный методологический инструментарии и социокультурный статус научно-познавательной деятельности. Эта проблематика, по мнению автора, выдвигается сегодня в центр философско-методологической рефлексии над наукой, заставляя нас по-новому посмотреть на смысл (целевые основания) науки как целостного когнитивного феномена и, соответственно, на типологические особенности ее познавательных практик.

Загрузки

Опубликован

2022-10-25

Как цитировать

[1]
2022. Проблема типологизации научного познания в контексте культурно-исторической эпистемологии. Эпистемология и философия науки. 59, 3 (Oct. 2022), 81–97. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202259343.