На пути к открытой науке: прекариат как субъект научного творчества
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps202259339Ключевые слова:
креативность, научный прекариат, научное творчество, научное сооб-щество, рациональность, П. Фейерабенд, открытая наука, субъект креативностиАннотация
В данной реплике к статье И.Т. Касавина «Творчество как социальный феномен» авторы рассматривают возможности научного прекариата как свободного креативного класса, который, войдя в научное сообщество, сообщит ему новый творческий потенциал. Авторы высказывают некоторые сомнения, что такое слияние позволит сохранить особый креативный дух прекариата. В статье обращается внимание на многообразие в понимании природы, целей и ценностей творчества. Специфика понимания творчества в научном сообществе обусловлена его рациональными и методологическими установками, в то время как прекариат – часть общества постмодерна, и его творческие потенции проистекают из разрыва с традиционной рационалистической методологией. Однако пока экспертная оценка остается в руках исключительно институционально организованного научного сообщества, есть большая вероятность того, что творчество прекариата будет маргинализироваться, а становясь частью научного сообщества, прекарии будут вынуждены принять его эпистемические ценности и потерять тот творческий потенциал, который от них ожидается. Авторы обращаются к теории креативности П. Фейерабенда, в рамках которой он отказывается от субъектно-центрированной модели научной креативности. Согласно Фейерабенду, креативность носит интерсубъективный характер и органично растет из социокультурного окружения субъекта. Ученый творит, следуя, как будто, культурному инстинкту, но субъект не исчезает из процесса творчества, поскольку культурный инстинкт преломляется через его индивидуальный стиль. И если креативность – это отражение духа времени, то прекариат способен наилучшим образом его воплотить. В завершении намечается путь преодоления социальной и в широком смысле методологической проблематичности объединения научного сообщества и прекариата, который авторы видят в общей демократизации и плюралистичности общества.