Креативность и цифровизация

Авторы

  • Евгений Валерьевич Масланов Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

DOI:

https://doi.org/10.5840/eps202259338

Ключевые слова:

креативность, цифровизация, неявное знание, прекариат, социальная структура, социальная эпистемология

Аннотация

Текст представляет собой реплику на статью И.Т. Касавина «Творчество как социальный феномен» и посвящен анализу креативности в эпоху цифровизации. Анализируется вопрос о креативности компьютерных программ и роботов помощников. Они могут обладать креативность ведь способны находить новые решения различных задач. Программа для игры в го использовала новые стратегии, которые игроки-люди до этого не разыгрывали, другая программа – предсказывает кристаллическую структуру различных веществ, которые еще не были изучены экспериментальным методом. Концепция неявного знания используется для ответа на вопрос о специфике креативности. Г. Коллинз выделил три типа неявного знания: относительное, соматическое и коллективное. Первое связано с освоением различных процедур – похожих на приготовление блюд поваром, второе – различных навыков, связанных с управлением телом, например, плаванием или ездой на велосипеде, третье – освоением социальных и культурных правил. Лишь третий тип неявного знания связан с креативностью. Программы и роботы помощники могут освоить относительное и соматическое неявное знание. Они не способны работать с коллективным неявным знанием. Креативность не может быть оцифрована. При этом цифровизация формирует важные социальные предпосылки для ее развития. В настоящее время складывается новая социальная группа – прекариат. Это маргинальная группа, ее представители не очень прочно включены в социальные структуры. Можно выделить научный прекариат. При помощи цифровых технологий он способен формировать новые способы, механизмы, стратегии и инструменты для решения различных задач, формировать новые идеи, расширяющие наше коллективное неявное знание.

Загрузки

Опубликован

2022-10-25

Как цитировать

[1]
2022. Креативность и цифровизация. Эпистемология и философия науки. 59, 3 (Oct. 2022), 38–45. DOI:https://doi.org/10.5840/eps202259338.