Научный прекариат: индивидуализм против коллективизма
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps202259337Ключевые слова:
научное сообщество, коллективное знание, индивидуальность ученого, свобода творчества, креативность наукиАннотация
Текст представляет собой реплику на статью И.Т. Касавина «Творчество как социальный феномен» и посвящен феномену научного прекариата. Предпринимается систематический анализ отношений научного прекариата и академического сообщества как диалектического противопоставления индивидуального и коллективного. Метод критического анализа направлен на переосмысление сложившихся в науке устойчивых представлений о коллективности научной работы. Рассматриваются концепции труда и занятости в науке. Делаются выводы о том, что глобальное развитие цифровых технологий привело к исчезновению границ между физическим и интеллектуальным трудом, на фоне которого происходит возвышение творческой деятельности. Общедоступность информации в Интернете, открывая невероятные возможности для исследований, разрушает монополию профессиональных научных сообществ на обладание научным знанием. Ученые-прекарии громко заявляют о себе в публичном пространстве, демонстрируя смелость и необычность высказываемых идей. Вдохновленные искатели научной истины пускаются в свободное плавание по просторам неизведанного. Традиционные научные коммуникации, сохраняя свою значимость, обогащаются новыми, нестандартными идеями ученых-прекариев, которые игнорируя правила и иерархии, вносят творческий дух свободы в современную науку. Однако, деятельность таких ученых может иметь неоднозначную оценку: ученый-прекарий напрочь утрачивает связи с имеющимися методиками и подходами классической науки, а бегство от стандартов работывместо расширения горизонтов научного творчества оборачивается новыми проблемами, обусловленными «мультимногозачностью» и нестабильностью трудовой активности «свободного» ученого. Несмотря на то, что в условиях развития современного общества и технологий нивелируется противопоставление пары индивидуального и коллективного, множество ученых нуждается в общих структурах, определяющих развитие науки, которые на современном этапе развития научного знания скорее представлены не социальной организацией, а интеллектуальным, языковым и методологическим единством, ориентированном на творческое освоение мира.