Перспектива общенаучной картины мира: коллизии и тенденции
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps202259335Ключевые слова:
технонаука, общенаучная картина мира, социальная картина мира, уни-версальные принципы, дисциплинарная консолидация, междисципли-нарность, трансдисциплинарность, когнитивные барьеры, социальные коллизии, проблема человекаАннотация
В статье обсуждаются проблемы построения научной картины мира в техногенной цивилизации на стадии ее глобализации. Взаимозависимость науки, технологий и общества порождает ряд вопросов социально-гуманитарного и, в частности, мировоззренческого, характера. Междисциплинарные формы организации наук способствуют выработке пограничных методологий, которые интегрируют достижения и проблемы конкретных дисциплин в некоторую общую картину. Амбиции этой картины мира включают – космос (ближний, дальний), планетарную природу со всеми геооболочками, а также биосферу, техносферу, социосферу, антропосферу. В ходе коммуникативных взаимодействий были выработаны методологические принципы конструирования картины мира, претендующие на универсальность: целостность, системность, связность, структурность, эволюция/инволюция, сложность, самоорганизация, человекоразмерность. Однако построение общенаучной картины мира сопровождают эпистемические и коммуникативные трудности. Существуют методологические, экспериментальные, языковые, когнитивные барьеры между дисциплинами, сильна неравномерность их развития. Конкуренция между дисциплинами и редукционистские программы нередко обусловлены социальными причинами – политизацией, идеологизацией и коммерциализацией большой науки. Философия стремится связать идею научной картины мира с изменением самосознания и места человека в мире. Перспектива интеллектуального синтеза флуктуирует между трансдисциплинарной формой организации коллективного научного мышления и мировоззренческим империализмом отдельных философских и научных программ.