Г.В. Лейбниц: от «символьной революции» в математике к концепции замещающего знания
DOI:
https://doi.org/10.5840/eps202259233Ключевые слова:
Лейбниц, картезианская парадигма, символьная революция, замещающее познание, наука раннего Нового времени, универсальная характеристикаАннотация
Переход от исключительного использования слов к преимущественному использованию символов в математике продолжался веками, но к XVII в. стал носить взрывной характер. Это явление стали называть «символьной революцией» в математике. Один из главных ее итогов – открытие математического анализа практически одновременно и независимо И. Ньютоном и Г.В. Лейбницем. Обоим ученым их открытие послужило основанием для далеко идущих философских обобщений. Лейбница оно привело к концепции замещающего познания, противоположного господствующим в его время представлениям об очевидности истины.
Лейбниц оказался первым, кто заявил, что критерий ясности и отчетливости в познании невозможен, поскольку опирается на интуицию относительно первичных понятий, но они в действительности смутны и ненадежны, а фундамент такого познания шаток. Используя удачный опыт применения символов в математике как модель, Лейбниц приходит к концепции слепого, или символьного познания, которое позволяет достигать достоверности и верифицируемости результатов без опоры на интуицию, без опоры на первичные понятия. Истинность получаемого результата в большей степени оказывается зависящей от грамматики, которая определяет замещение одних знаков, или характеристик, другими, чем от связи знаков и обозначаемого. Открытая Лейбницем дискуссия послужила прологом к принципиальной модернизации научного дискурса раннего Нового времени. При том, что поставленные им цели так не были достигнуты, сама концепция оказалась исключительно продуктивной и современной, фактически отвязав прогресс в естествознании от его (естествознания) философских оснований. Эта инновационная познавательная идеология открывала огромные перспективы для формирования и накопления нового знания, закрытые жесткими требованиями все еще доминировавшей во времена Лейбница картезианской парадигмы науки.