«Бумажные глаза» ненадежного рассказчика в визуальном повествовании: вывод и перформатив

  • Елена Григорьевна Драгалина-Черная Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: ненадежный рассказчик, визуальное повествование, вывод, перформатив

Аннотация

Идентификация в кинематографическом повествовании с ненадежным рассказчиком кадров, называемых Эмаром Майером кадрами в смешанной перспективе, позволяет выйти из дилеммы всезнающего кино-глаза (Кино-глаз, 1924) и фейковых бумажных глаз подставного рассказчика (Бумажные глаза Пришвина, 1989). В предлагаемом комментарии к статье Майера выявляется перформативный характер противоречий, порождаемых смешанной перспективой в кинонарративе c ненадежным рассказчиком, а также демонстрируется эвристичность понятия смешанной перспективы для анализа философского нарратива картезианского типа.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Descartes, R. Oeuvres de Descartes, ed. by Charles Adams and Paul Tannery, L. Cerf, Paris, 1897-1910.
Abrusán, 2020 – Abrusán, M. “The Spectrum of Perspective Shift: Protagonist Projection Versus Free Indirect Discourse”, Linguistics & Philosophy, 2020, vol. 44, pp. 839–873.
Bouwsma, 1986 – Bouwsma, O.K. Wittgenstein: Conversations 1949-1951, ed. by J.L. Craft and R. Hustwit, Hackett, Indianapolis, 1986.
Descartes, 1985–1991 – Descartes, R. The Philosophical Writings of Descartes 1-3, translated by J. Cottingham, R. Stoothof, D. Murdoch, and A. Kenny, Cambridge: Cambridge University Press, 1985–1991.
Dragalina-Chernaya, 2013 – Dragalina-Chernaya, Е. “L’interprétation performative du cogito cartésien”, Cahiers de philosophie de l’Université de Caen, 2013, vol. 50: Figures du cogito, pp. 121–140.
Dziga Vertov, 2014 – Dziga Vertov. WE: Variant of a Manifesto (USSR, 1922), in: MacKenzie, S. Film Manifestos and Global Cinema Cultures: A Critical Anthology. University of California Press, 2014, pp. 23–26.
Eco, 1994 – Eco, U. Six Walks in the Fictional Woods. Harvard: Harvard University Press, 1994, 153 pp.
Hintikka, 1962 – Hintikka, J. “Cogito ergo sum: Inference or Performance?”, Philosophical Review, 1962, vol. 71, pp. 5–42.
Hintikka, 2013 – Hintikka, J. “René pense, donc Cartesius existe”, Cahiers de philosophie de l’Université de Caen, 2013, vol. 50: Figures du cogito, pp. 107–121.
Maier, Bimpikou, 2019 – Maier, E., Bimpikou, S. “Shifting Perspectives in Pictorial Narratives”, in: M. Teresa Espinal et al. (eds.) Proceedings of Sinn und Bedeutung 23, vol. 2, Universitat Autònoma de Barcelona, 2019, pp. 91–105.
Schlenker, 2004 – Schlenker, P. “Context of Thought and Context of Utterance: A Note on Free Indirect Discourse and the Historical Present”, Mind & Language, 2004, vol. 19, no. 3, pp. 279–304.
Опубликован
2022-10-01
Как цитировать
Драгалина-Черная Е. Г. «Бумажные глаза» ненадежного рассказчика в визуальном повествовании: вывод и перформатив // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59. № 2. С. 51-55.